5.4 Девальвация – ускоритель роста
К моменту принятия решения о девальвации рубля экспорт многих товаров из России был убыточным. Девальвация облегчила экспорт товаров отечественной промышленности и сельского хозяйства. Ведь в долларовом исчислении они стали дешевле. Экспортеры существенно укрепили свое финансовое положение, снизили задолженность бюджету и другим кредиторам. За счет увеличения финансовых ресурсов, находившихся в распоряжении экспортеров, выросли денежные накопления в реальном секторе, как следствие, понизилась доля бартера в совокупных продажах предприятий.
Девальвация рубля «урезала» рублевые сбережения населения. Их покупательная способность стала меньше настолько, насколько подешевела национальная валюта.
Но для граждан, хранивших сбережения в долларах, девальвация стала благом. Они стали богаче настолько, насколько подорожала иностранная валюта (если они тратили ее в России, а не за рубежом). В других странах такое встречается редко, но в России миллионы жителей пользуются долларами. В те годы долларовая масса в стране примерно равнялась рублевой.
Девальвация оказалась благом и для российских производителей: их продукция с падением курса рубля стала дешевле импортной, а значит, более конкурентоспособной. Импортные товары вытеснялись с российского рынка. Причем без дополнительных усилий со стороны производителей – без совершенствования технологий, сокращения расхода сырья и материалов, повышения производительного труда. Не понадобились приказы, таможенные барьеры, законы типа «О защите национального производителя» и реклама «Покупайте только отечественное».
Сокращение импорта расширило спрос на отечественные товары, оживилось производство в машиностроении, отчасти в черной металлургии, легкой, лесной,
Особенно быстро восстанавливалась автомобильная промышленность, в первую очередь АвтоВАЗ, который воспользовался девальвацией рубля в полной мере: снизились и издержки, и долларовая цена «Жигулей» (до уровня 1992 года). Не только было нейтрализовано подорожание отечественных автомобилей за годы инфляции, но и произошло резкое сближение цен с их реальными качественными характеристиками. В дальнейшем, пользуясь защитными свойствами низкого курса рубля, российские компании смогли резко расширить свой бизнес, многие стартовали с нуля и добились ощутимых результатов за короткое время.
К середине 1998 года практически все российские автозаводы столкнулись с серьезными проблемами со сбытом продукции. Площадки дилеров были затоварены, изделия отечественного автопрома вплотную приблизились по ценам к недорогим иномаркам, и конкурировать с ними становилось все сложнее. Вазовская «десятка» в 1998 года стоила порядка 8–9 тыс. долларов – примерно столько же, сколько Daewoo Nexia. Но российские заводы не могли снижать цены – они и так работали на грани рентабельности.
И тут грянул спасительный для отечественного автопрома кризис. Долларовые цены на «Жигули» и «Волги» в одночасье упали в 2–3 раза, и граждане бросились их покупать. По словам Алексея Проскурякова, члена правления дилерской компании «Автомир», продажи российских автомобилей сразу после кризиса выросли в те же 2–3 раза.
За несколько месяцев площадки дилеров опустели, а автозаводы, пополнив оборотные средства, начали увеличивать объемы выпуска, а вслед за ними и цены. В течение первого года после кризиса последние выросли примерно на 20–30%, тем не менее самые дорогие отечественные автомобили
Однако у девальвации были и минусы. Первый – резко обострилась проблема внешней задолженности государственного и частного секторов экономики. Второй – потери российских банков по внешним займам и форвардным контрактам от роста курса доллара стали причиной разорения банков и банковского кризиса. Третий – подорожание импорта резко сократило инвестиционные возможности реального сектора российской экономики, чьи годовые финансовые накопления (прибыль плюс амортизация) в валютном эквиваленте снизились более чем вдвое.
Обесценение рубля после дефолта вышло далеко за пределы, которые диктовались относительными убытками экспортных секторов экономики, возникшими вследствие падения мировых цен на нефть в первой половине 1998 года. Относительно равновесный курс, обеспечивавший стабилизацию платежного баланса, требовал девальвации не более чем на 30–50%. Избыточное обесценение рубля определялось не только психологией участников рынка и политическим кризисом, но и структурными проблемами российской экономики, завышенным уровнем импортного потребления, неконкурентоспособностью значительной части промышленности и сельского хозяйства.
В конце 1998 года Министерство экономики прогнозировало дальнейший спад производства: по основным потребительским товарам – от 10 до 30%, по машинам и оборудованию – от 5 до 20%. Но уже в декабре многие секторы промышленности, безуспешно пытавшиеся конкурировать с импортом в первой половине 1998 года, показали двузначные темпы роста. А с начала 1999 года рост стал практически повсеместным. Он был вызван замещением импорта подешевевшей отечественной продукцией и ростом мировых цен на нефть. Свою роль сыграли и доллары, которыми располагало население.
Рост платежеспособного спроса вызывал рост производства, это влекло повышение доходов, значит, в казну поступало больше налогов. Правительство смогло погасить свои долги перед пенсионерами и бюджетниками. Они несли свои деньги на рынок, еще более увеличивая спрос, за этим
Последствия кризиса, вызвавшие на рынке труда массовую безработицу и обвал зарплат, постепенно сошли на нет. Работодатели сегодня снова набирают людей и даже повышают зарплату своим сотрудникам. И хотя говорить о возвращении зарплат на докризисный уровень пока рано, тенденция к их росту налицо.
…К августу 1998 года многие сотрудники компаний подошли с зарплатами, приближенными к среднемировым. Однако кризис свел на нет все достижения предыдущих лет. Так, в сентябре–октябре 1997 года оклады специалистов во многих фирмах сократились в 2–4 раза. Падение зарплат продолжалось вплоть до весны 1999 года. (…)
Нынешней осенью, как, впрочем, и раньше, в самом выгодном положении оказались менеджеры высшего звена. (…) Спрос на специалистов по продажам, приносящих компаниям прибыль, не уменьшился даже после кризиса, а за последние месяцы он вырос на 10–15% (в некоторых кадровых агентствах на менеджеров по продажам приходится сейчас около половины всех заказов). (…) Рост спроса и, соответственно, увеличение зарплат коснулись и финансовых специалистов. Главные бухгалтеры и финдиректора, потерявшие сразу после кризиса в среднем 30% своих доходов, теперь наверстывают упущенное. (…) Конечно, докризисного уровня зарплаты пока не достигли. В зависимости от размера компании и квалификации специалиста они отличаются от прошлогодних на 20–40%. (…)
Оживление производства отразилось на оплате труда занятых в нем. В первую очередь это касается предприятий
Теперь компании все чаще привязывают оплату труда сотрудников к результатам их работы. «Если компания преуспевает, она должна делиться с сотрудниками». Так, в аудиторской фирме «Юникон» введен институт партнерства, куда приглашены самые профессиональные сотрудники. Партнер вправе рассчитывать на бонус от прибыли фирмы, он получает пакет социальных льгот: улучшение жилищных условий, членство в оздоровительных клубах, социальное страхование
Итоги 1999 года поражают. Рост промышленности составил 8,1% за год. Последний раз отечественная промышленность испытала подъем в 1997 году – на 1,9%, и это считалось большим достижением.
Кратковременные периоды роста промышленного производства были и раньше. Удивляли резкие скачки объемов выпуска в натуральном измерении, например, электромашин, станков, автобусов, тракторов. С другой стороны, столь же резко сокращался выпуск иных машин и удобрений. Такая неустойчивость свидетельствовала о том, что в промышленности сохранился огромный потенциал производства продукции, нужной рынку.
Этот потенциал – непосредственный результат реформ. Для оперативного наращивания производства уже не требовались согласования в Госплане, министерстве или Госснабе, не нужно было за год вперед подавать заявки на сырье, комплектующие и материалы. Поставщики не были заинтересованы, как при социализме, скрывать свои резервы. Их сдерживал лишь недостаток инвестиций на переоснащение производства и трудности с получением кредитов. Если раньше в дефиците было всё, кроме денег, то теперь именно они стали наибольшим дефицитом.
Рынок решил проблему дозагрузки свободных мощностей без призывов и правительственных решений. Именно поэтому в первой половине 1999 года быстро пошли в гору импортозамещающие отрасли – пищевая и автомобильная, а также обслуживающие автопром предприятия шинной, химической и электротехнической промышленности. Наоборот, предприятия, которые прежде активно использовали импортные комплектующие (производители телевизоров, компьютеров
В 1999 году, наконец, была достигнута финансовая стабилизация. Но экономический рост после кризиса августа 1998 года был восстановительным ростом. Он отличается исключительно высоким темпом на первом этапе (после кризиса, революции, войны и других катаклизмов), а спустя некоторое время затухает, когда резервы мощностей и подготовленной рабочей силы исчерпываются.
Для возобновления роста требуются создание новых производств, обновление основных фондов, обучение новых работников. Необходимы также изменения в банковской системе. До кризиса в ней доминировало несколько крупнейших банков, извлекавших прибыли на рынке ГКО. Девальвация и дефолт разорили их, уцелели в основном средние банки, у которых было меньше валютных обязательств и вложений в государственные облигации. Нужна была переориентация банков на кредитование производства.