5.3 Коммунистическое правительство Примакова. Лучшая политика – ничего не менять
Политическая неопределенность и угроза смены экономического курса практически аннулировали соглашения с МВФ о предоставлении России кредитов. Это вызвало новую панику на финансовых и товарных рынках. Если в первые дни после 17 августа курс рубля снизился умеренно, то после отставки правительства Кириенко падение стало обвальным.
Политический кризис в России на прошедшей неделе (сентябрь 1998 года. – ред.) дополнился для властей еще одним, крайне неприятным обстоятельством. Международные финансовые организации и западные лидеры фактически объявили, что отныне Россия не может рассчитывать на их деньги.
Побывавший на прошлой неделе в России президент США Билл Клинтон не стал обещать – хотя в Москве в тайне на это надеялись – срочной помощи переживающей финансовый кризис стране. Точно так же поступили и канцлер ФРГ Гельмут Коль, и президент Франции Жак Ширак. Все они как один твердили, что России необходимо «продолжать экономические реформы». На каком бы языке политик не произносил эти слова – английском, немецком или французском, в переводе на русский это означает одно: сейчас России денег никто давать не намерен. И вовсе не потому, что у Запада денег нет.
Сейчас все в России очень похоже на 1992 год. Как и шесть лет назад, в стране очень мало денег. Как и тогда, в стране не существует нормально работающей банковской системы. Население не доверяет свои деньги никому. Наконец, как и в начале экономических реформ, в стране насчитывается в лучшем случае полтора десятка эффективно работающих промышленных компаний.
Но 1998 год разительно отличается от 1992 года одним – тогда Запад искал любой мало–мальски удобный повод для того, чтобы всучить деньги России. Сейчас же он использует любую возможность, чтобы отказать в новых кредитах.
За последние две недели оказалось напрочь разрушенным еще одно устойчивое мнение, бытовавшее в общественном сознании,- состав правительства определятся под диктовку международных финансовых организаций. На самом деле МВФ никогда не назначал министров в российское правительство. Он всего лишь с большим или меньшим энтузиазмом вел переговоры с различными правительственными чиновниками. И от того, кто именно представляет Россию, зависела лишь скорость выделения денег: если это был, например, Анатолий Чубайс, то деньги выдавали довольно быстро и не на слишком обременительных условиях. А, скажем, Александру Лившицу удавалось получить те же деньги, но это занимало у него чуть больше времени.
Сейчас же у фонда нет никаких возможностей влиять на кадровую политику властей. И уж тем более западные финансисты не знают, какого курса будет придерживаться новое российское правительство. Еще неделю назад Виктор Черномырдин был без пяти минут
После августовского дефолта доверие к России за рубежом, резко снизилось. Если в июле Россия ожидала получить до конца года от МВФ и МБРР 7 млрд долларов кредита, то теперь могла рассчитывать лишь на 2,4 млрд. На возобновление сотрудничества с МВФ, прерванного после 17 августа, российское правительство могло надеяться лишь в том случае, если оно представит фонду хотя бы «базовые параметры» своей экономической программы. Но и после того, как программа была представлена (она называлась планом первоочередных мер по выводу страны из кризиса), золотой дождь на голову
Начались затяжные переговоры. (…) Одна из бед правительства Примакова заключалась в том, что человек, ведающий в нем вопросами экономики, Маслюков совершенно не умел разговаривать с чиновниками международных финансовых институтов. Бывший председатель Госплана не понимал их, а они не понимали его. Примакову то и дело приходилось самому подключаться к переговорам, однако это мало что давало. Председателю правительства советовали сменить состав делегации на переговорах с МВФ, но он лишь растерянно разводил руками.
Дело, конечно, заключалось не только в Маслюкове: Запад вообще довольно настороженно отнесся к первым шагам нового правительства к попыткам расширить сферу экономики, куда бы вторгалось государство, к увеличению расходов на социальные программы, для которого не имелось достаточных оснований, к безостановочной критике предыдущих, реформаторских, правительств, наводившей на мысль, что Примаков
Растратив значительные запасы резервов на поддержку рубля при низких ценах доллара, Центральный банк для сохранения своих золотовалютных резервов 26 августа приостановил на неопределенный срок торги на ММВБ, а 28 августа – на региональных валютных биржах. За август 1998 года официальный обменный курс доллара увеличился с 6,2 до 7,9 рублей за доллар, или на 26,7%. С 17 по 31 августа 1998 года девальвация составила 25,7%. Резко подскочили цены: за сентябрь – на 38,4%.
Госдума дважды (31 августа и 7 сентября) отклонила кандидатуру
Как поступили бы Вы? |
Уже проявились
В такой ситуации президент пошел на компромисс и внес устраивавшую большинство депутатов кандидатуру министра иностранных дел
Правительство было сформировано при активной поддержке и участии левых политических сил, коммунистической и аграрной фракций Госдумы, представители которых заняли в нем ключевые посты. Среди них – бывший председатель Госплана СССР
Правительство Примакова заявило о необходимости решительной смены экономического курса. Эта необходимость оправдывалась масштабом и глубиной экономического кризиса, тяжелыми социальными потрясениями, скачком цен, потерей сбережений населения, высокой безработицей, кризисом на потребительском рынке, сжатием спроса и ухудшением условий для предпринимательской деятельности. Требование смены курса стало всеобщим, хотя различные
Вопрос был в том, в какую именно сторону менять курс? Реально выбор был между:
На какой курс решились бы Вы? |
После формирования правительства Примакова почти одновременно были обнародованы тезисы двух программ, отражавших альтернативу выбора курса: открытое письмо президенту, Федеральному Собранию и правительству членов Отделения экономики Российской Академии наук во главе
На основе предложений академиков под руководством
Евгений Примаков, который долго зазывал в свой кабинет министров различной политической ориентации, получил наконец то, что и должен был получить,- правительство, которое никак не может решить, что ему делать, и не в состоянии создать свою экономическую программу.
…В газете «Коммерсант» был опубликован проект подготовленной первым
Опубликованный проект позволяет понять, в каком направлении будет работать правительство. Все споры, ведущиеся в правительстве, касаются двух проблем: где взять валюту и как наполнить потребительский рынок. Надежды на традиционные источники пополнения резервов Центрального банка слишком малы. Согласно опубликованным Международным валютным фондом прогнозам развития экономики, цены на нефть в 1999 году останутся низкими – на уровне 1998 года или чуть выше. Получить кредиты от МВФ правительство и ЦБ вряд ли смогут. По крайней мере, отправившиеся на прошлой неделе в Вашингтон Виктор Геращенко и Михаил Задорнов особого оптимизма на этот счет не испытывают.
Поэтому правительство предполагает прежде всего отнять валюту у экспортеров. Белый дом наверняка заставит экспортеров продавать 75% выручки. Это, по некоторым оценкам, позволит ЦБ за короткий срок увеличить свои резервы на 4 млрд долларов, то есть почти на треть. Чтобы даром не расходовать эти доллары на поддержку свободного курса рубля, курс будут определять административным путем. Предлагается устанавливать его на основании сальдо текущих операций платежного баланса страны, объемов золотовалютных запасов, уровня инфляции.
Следующая задача, которую должно будет решить правительство,- наполнение внутреннего рынка товарами. В проекте программы прямо о централизованном импорте не говорится (правда,
Значит, придется и российских производителей заставлять продавать товары первой необходимости по фиксированным ценам. Но тогда рынок очень быстро опустеет. Придется руководителей российских заводов и фабрик заставлять производить хоть
Отклики на Комплекс первоочередных мер
«Известия» опубликовали статью под заголовком «Российское хозяйство вновь станет «народным»:«Мы возвращаемся в экономику начала девяностых, говорилось в тексте, клановую, несправедливую и нецивилизованную, где рука государства становится владыкой и за все 150 миллионов решает, кто и как будет жить».
«Независимая газета» прямо утверждала, что «россиянам угрожает очередное крупное ограбление»: «Какими бы терминами ни маскировало правительство свою экономическую программу, речь сейчас идет о реставрации старой системы».
«Коммерсант» писал, что «проект антикризисной программы представляет собой проект перераспределения дефицита».
Газета «Сегодня» тоже давала соответствующей статье выразительный заголовок «Инфляция и социализм нам обеспечены»:«Когда страна испытывает трудности с построением рыночной экономики на общеизвестных в мире принципах, то
Можно привести стратегическую установку другого
Группа Гайдара предлагала сохранить политику финансовой стабилизации, проводимую в течение 1995–1997 годов, но скорректировать ее. Дело в том, что правительство Черномырдина сочетало жесткую денежную политику с мягкой (если не сказать популистской) бюджетной политикой. Валютный курс был стабилен, инфляция и процентные ставки снижались. Но бюджет оставался дефицитным, разрыв между доходами и расходами (при фактическом запрете на использование печатного станка) покрывался с помощью внешних и внутренних заимствований.
Такая ситуация была внутренне противоречивой и неустойчивой. Провал каждой новой попытки свести бюджет с профицитом (превышение доходов над расходами) приближал кризис, наступление которого было лишь ускорено падением цен на нефть и азиатским кризисом. Чтобы преодолеть эту внутреннюю противоречивость экономической политики, нужно было жесткую денежную политику и стабильный валютный курс дополнить глубокими бюджетными реформами, которые позволили бы сбалансировать доходы и расходы казны. Следующие за этими шагами структурные реформы создали бы предпосылки для адаптации российских предприятий к условиям конкурентного рынка.
От правительства Примакова в обществе ожидали поворота к инфляционному варианту, поскольку премьер обещал в считанные месяцы погасить долги перед бюджетниками и пенсионерами, разрешить проблему неплатежей, обеспечить устойчивость рубля, навести порядок. Слова о необходимости начала «контролируемой и управляемой» эмиссии, пересмотра итогов приватизации, национализации предприятий в различных секторах экономики, введения принудительного обменного курса, а то и запрещения хранить иностранную валюту, можно было слышать практически ежедневно от политиков самого высокого уровня.
Например, председатель Госдумы
Однако выбор курса зависел не только от идеологических, политических и социальных предпочтений правительства, но и от логики развития событий и обстоятельств. Казалось бы, отсутствие источников внешнего и внутреннего финансирования после отставки правительства Кириенко объективно толкало в сторону выбора инфляционного варианта. Однако этого не произошло. На практике правительство Примакова действовало гораздо более осторожно по сравнению с тем, чего от него ожидали.
В отличие от своих предшественников Евгений Примаков любит программные выступления, а не краткие комментарии на злободневные темы. (…) Но это лишь затрудняет понимание того, куда ведет страну нынешнее правительство.
На публике Примаков уже который месяц говорит об одном и том же: страна в кризисе,
Вот его слова о Рузвельте: «В свое время, отстаивая программу нового курса, Рузвельт подчеркивал: 'Я имею в виду не всеобъемлющее регламентирование и планирование экономической жизни, а необходимость властного вмешательства государства в экономическую жизнь во имя истинной общности интересов не только различных регионов и групп населения нашей великой страны, но и между различными отраслями ее народного хозяйства'. Под этой цитатой готово подписаться наше правительство».
Тогда Примаков действительно пытался «делать жизнь с Рузвельта»… Нет ничего, что сделал бы Рузвельт. Ни государственной поддержки сельского хозяйства, ни государственного страхования банковских вкладов, ни государственного ипотечного кредитования, ни, наконец, столь близкого Примакову государственного пенсионного обеспечения достойной старости. От Рузвельта остался лишь пафос: усиление государственного вмешательства в экономику и социальная направленность реформ.
А вот слова Примакова об Эрхарде: «Мы укрепляем регулирующие функции государства. Но укрепление роли государства, я хочу это подчеркнуть, отнюдь не означает построение экономики мобилизационного типа. Мы ориентированы на создание в России эффективного хозяйственного порядка с прозрачными и надежно защищенными правилами игры. Это приблизительно та идея, которой вдохновлялся Людвиг Эрхард при разработке программы реформ для послевоенной Германии».
Прошел почти месяц – но ничего того, что сделал Эрхард, нет. Нет даже попытки
На прошлой неделе, выступая на Совете по внешней и оборонной политике с «новой песней о главном» – о сильном государстве и социально ориентированной рыночной экономике, Евгений Примаков классиков не упоминал. Но, видимо, подразумевал. Это почувствовалось, когда он сказал: «И вот я вам хочу рассказать о картине, которая очень характерна для некоторых органов нашей печати, которые помещают материалы, абсолютно не соответствующие действительности. Не буду называть газету, не буду называть автора». Вам это
И хотя премьер регулярно подчеркивает, что дороги назад нет, регулярное использование при этом лексики советской эпохи настораживает. Однажды, после очередного обвинения в симпатиях к прошлому, Примакову даже пришлось оправдываться: «Для того чтобы лучше понять, куда ведет дело это правительство, позвольте вам напомнить, что нам предрекали еще совсем недавно: национализацию – нет этого, отмену результатов приватизации – нет этого, фиксирование курса рубля – нет этого, неконтролируемую эмиссию – нет этого, запрет на хождение доллара – нет этого, прекращение импорта – нет этого».
Евгений Примаков – человек слова. Не в том смысле, что выполняет обещания. А в том, что между делом и словом всегда выбирал последнее. Телеобозреватель Валентин Зорин, хорошо знающий премьера,
Примаков всегда чутко улавливал едва наметившуюся, но перспективную тенденцию и становился ее апологетом. Это выделяло его из серой номенклатурной среды. А когда руководство дозревало до того, чтобы принять эту тенденцию в качестве официальной линии, кандидата на роль ее проводника искать не требовалось. Нет никаких оснований утверждать, что на склоне лет Примаков будет действовать иначе. (…)
Бессмысленно гадать, какую политику будет проводить правительство Примакова, разглядывая политиков в его окружении и анализируя их взгляды и высказывания (сам премьер говорит, как правило, округло и осторожно). Сегодня политическое будущее Примакова зависит уже не от прямого его руководства (больного и теряющего власть президента), а от политической элиты страны и избирателей. На них он и будет ориентироваться. А настроения избирателей формулируются достаточно просто: «порядок», «справедливость» и «твердая рука».
Но сам факт подобных ожиданий играл негативную роль и еще более осложнял ситуацию. Ведь в инфляционных ожиданиях заложена страшная сила, они способны самореализоваться, влияя не только на настроения, но и на поведение людей. Такие опасения подогревались и документами, которые правительство рассматривало при подготовке своей экономической программы.
Руководство правительства испугалось всеобщих инфляционных ожиданий. Не спешил с эмиссией и Центральный банк. Уроки прошлого не прошли бесследно. Понимание прямой связи между эмиссией и инфляцией было усвоено достаточно, чтобы от разговоров о благотворности эмиссии не переходить к включению печатного станка. Председатель Центрального банка
Таким образом к концу 1998 года правительство в процессе разработки своей программы, осмысления стоявших перед страной проблем осознавало опасность рецептов из арсенала «экономики популизма», но адекватной замены эмиссионной программы не находило. Реальная программа действий формировалась по мере решения конкретных задач. Кардинальных, принципиальных решений не принималось. Политический мандат, выданный премьеру, поддержка со стороны законодателей и значительной части общества позволяли использовать такую тактику. А отказ от «резких движений» не мешал экономике адаптироваться к изменившейся ситуации и развиваться по своим, рыночным законам.
Из интервью с
…Если говорить о том, что тогда было сделано неправильно, я думаю, что большой политической ошибкой было то, что одновременно и правительство, и руководство Центрального банка были отправлены в отставку сразу после объявления о девальвации и дефолте. Надо было дать людям, которые приняли это решение, возможность завершить период, скажем так, санации. Это заняло бы, может быть,
В стране одновременно не было ни ЦБ, ни правительства: если помните, в сентябре и.о. премьера был Виктор Черномырдин, которого в итоге не утвердила Дума. Практически, в экономике, если не считать Минфина, не было управления в самый острый кризисный период. А вновь пришедшие в правительство и ЦБ люди были с совершенно другими взглядами, нежели их предшественники, и им требовалось время для осознания ситуации. Я считаю, что если бы правительство Кириенко и Центральный банк Дубинина завершили работу до конца сентября, сделав намеченное, и затем произошла бы смена правительства и руководства ЦБ, ситуация развивалась бы более плавно…
В целом же я считаю, что набор мер в той ситуации был единственно возможным и верным (…) и мы смогли достаточно быстро добиться ключевых достижений: сбалансирования бюджета и стабилизации валютных резервов. И менее чем через год, в июне 1999 года, Россия вновь договорилась о программе кредитования с МВФ и Мировым банком и получила первый транш от МВФ и Мирового банка. Это стало внятным сигналом стабилизации для рынков. То есть буквально за 9–10 месяцев ситуация была полностью стабилизирована и получен позитивный тренд. (…)
– Чтобы добиться этой стабилизации пришлось принять довольно жесткий бюджет, о котором предыдущие кабинеты могли только мечтать. Как удалось провести его через Думу?
– Несмотря на крайне болезненные события 1998–1999 годов, которые привели к существенному падению реальных доходов многих людей, и слабое положение федеральных властей, это был уникальный для российской истории консенсус. Правительство, как тогда говорили,
Правительство пыталось жить по средствам. Конечно, занять деньги ни на внутреннем, ни на внешнем рынках оно уже не могло. Но и не давило на Центральный банк, получая от него лишь небольшую эмиссионную поддержку. После решений первых месяцев, существенно ослабивших доходную часть бюджета, правительство выработало «осторожный» бюджет на 1999 год, который впервые за все предшествующие годы был выполнен с превышением доходов над расходами. Такая политика позволила погасить всплеск инфляции и удержать макроэкономическую стабильность в стране.
Пока экономическая политика российских властей тоже совершенно типична. Во всех странах после девальвации наблюдалась и инфляция, и падение номинального курса национальной валюты, которые уравновешивали друг друга. Программа правительства предусматривает то же самое: темпы инфляции и девальвации планируются примерно одинаковыми. Плюс к тому – Россия вновь превратилась в страну с относительно дешевой рабочей силой.
То есть, судя по всему, сейчас они вышли «на плато», с которого начнется рост. Конечно, события будут развиваться по такому сценарию, только если власти не станут впадать в крайности. Ведь соблазн включить печатный станок на полную мощность всегда велик. Тогда получим гиперинфляцию. Но пока до этого не дошло. На прошлой неделе Евгений Примаков заявил, что денежный станок в России не запущен, а «подпущен на небольшую сумму». «Мы не вышли за пределы нормы. Все зависит от того, как мы сможем рассчитаться за внешние долги»,- сказал
После 9 месяцев пребывания Примакова у власти страна имела профицит бюджета, договоренность с МВФ и Мировым банком о кредитах и ту же экономическую политику, что проводило прежнее правительство. Заслуга правительства Примакова в том, что оно удержало политическую стабильность в России на фоне резкого снижения жизненного уровня и кризиса банковской системы, не приняло предложения вернуть частную собственность государству, установить контроль над ценами, усилить денежную эмиссию.
Придя к власти, коммунисты оказались не в состоянии реализовать ни один из своих лозунгов – ни национализацию промышленности, ни отмену хождения доллара, ни введение госконтроля за ценами. Проведенные ранее рыночные преобразования задали рамки для принятия глобальных экономических решений. Левые не смогли вырваться за эти рамки. Но если бы во главе правительства был не
В конце января 1999 года Примаков выступил с серьезной политической инициативой, суть которой сводилось к консервации сложившегося положения до президентских выборов: Ельцин не прибегает к отставке правительства и роспуску Госдумы, а та отказывается от разворачивания процедуры импичмента. Однако на практике подготовка этого длительного «мира» означала развязывание самой настоящей войны.
Взаимопонимание премьера и депутатов достигло такого уровня, что было принято совместное решение внести поправку в Конституцию о невозможности отставки правительства без согласия Госдумы и отчета правительства перед депутатами. Примаков также согласился с необходимостью формировать правительство думского большинства. Все это вкупе с растущим рейтингом премьера и одновременным процессом импичмента президенту подтолкнуло
Возможно, эта чехарда, когда правительственным чиновникам было не до конкретного руководства экономикой, способствовала быстрому оживлению производства в соответствии с запросами рынка. Сыграло роль и то, что мировые цены на нефть выросли в 2 раза, а ведь доходы от ее экспорта