1.3 Нехватка продовольствия и нефтяные доходы
Годовые денежные доходы колхозников, составлявших в
На крестьян не распространились социальные гарантии в виде пенсий, социальных пособий, возможность получить квалифицированную медицинскую помощь. В СССР действовал закон 1932 года, запрещавший крестьянам покидать деревню без специального разрешения. Хотя каналы миграции из деревни в город все же были. Но состав тех, кто оставался в деревне и уезжал из нее, был иным, чем в странах, не прошедших социалистическую индустриализацию. В странах – лидерах современного экономического роста занятие сельским хозяйством не было связано с недостатком способностей или трудолюбия. А социалистическая модель развития подталкивала наиболее грамотных, энергичных крестьянских детей любой ценой переехать в город.
В централизованно планируемой экономике Советского Союза было создано явление, до того не известное мировой экономической практике, – государственное сельское хозяйство. В различные исторические периоды в той или иной стране мощный государственный сектор мог существовать в любой отрасли, но в сельском хозяйстве такого не встречалось.
Что же такое – государственное сельское хозяйство? Это не столько высокий уровень государственного регулирования аграрного сектора, сколько непосредственное государственное управление производством. Данная система могла сопровождаться юридической национализацией сельскохозяйственных земель, как в СССР и Монголии, или земля могла
Сельскохозяйственные предприятия получали землю в бесплатное и бессрочное пользование, иначе говоря, земля передавалась им для сельскохозяйственного использования без финансовых обязательств (налога, арендной платы и других форм оплаты) на неопределенный срок. Будучи собственником земли, государство имело право перераспределять ее между предприятиями, изымать для несельскохозяйственного использования и распоряжаться иным способом.
Предприятия из предоставленных им в пользование угодий выделяли участки для ведения сельскими жителями личного подсобного хозяйства (ЛПХ) – в среднем примерно по 20 соток. При этом часть земельного надела обычно располагалась в деревне, вблизи от дома и была стабильной. Также для посадки картофеля и овощей хозяйства предоставляли на своих полях землю на сезон, которая не закреплялась за семьями и зачастую обрабатывалась коллективно. Кроме того, существовали коллективные выгоны и сенокосы для домашнего скота. Такое подсобное хозяйство в советской деревне было весомым источником дохода семьи. Поэтому право администрации предприятий распределять землю для личных подсобных хозяйств было сильным рычагом давления на работников. ЛПХ давали до четверти валовой продукции сельского хозяйства.
Государство не только было монопольным собственником земли, но и централизованно распределяло инвестиционные ресурсы, в значительной мере оборотные средства, устанавливало производственные задания, что фиксировало отраслевую и региональную структуру сектора. В нем, как и в других отраслях, существовало «фондовое снабжение». Одновременно с плановым заданием на производство каждое предприятие получало плановую цифру разрешенной для него покупки средств производства – тракторов, сельхозтехники, удобрений, химикатов, строительных материалов
Государство занималось и распределением сельхозпродукции. Основную ее часть закупали государственные ведомства по установленным ценам (система государственных закупок). Так, для управления закупками и продвижением зерна и масличных культур было создано Министерство хлебопродуктов, имевшее разветвленную сеть региональных организаций и предприятий. Продукцию животноводства в основном закупали сами государственные перерабатывающие предприятия (мясокомбинаты и молокозаводы). Картофель и овощи поступали на государственные овощные базы и перерабатывающие заводы (консервные, крахмальные, спиртовые
Послевоенные проблемы с продовольствием. К 1953 году стал реальностью кризис сельского хозяйства, связанный с выбранной в 1928–1929 годах политикой закабаления крестьян. Зерна заготавливалось даже меньше, чем в 1940 году (на 6 млн тонн), а потребность в нем из года в год нарастала в связи с общим ростом народного хозяйства, увеличением городского населения и реальной заработной платы. В 1954 году для экспорта смогли выделить только 3,1 млн тонн при потребности в 4,8 млн тонн, но экспорт зерна был основным источником валюты. Результатом такой политики стало и падение продуктивности сельского хозяйства.
В это время споры в руководстве страны шли не о том, надо ли увеличить расходы на развитие сельского хозяйства. С этим соглашались все. Разногласия были в выборе приоритета расходования средств:
Какой вариант выбрали бы Вы? |
Второй вариант, на котором настаивал
Подъем же Нечерноземья, разоренного десятилетиями советской аграрной политики, требовал либерализации сельской экономики, повышения материальной заинтересованности крестьян, роспуска колхозов. Это шло в разрез с принципами социалистической системы. В СССР начала 1950 х годов даже обсуждение деколлективизации было просто нереально. А без этого капиталовложения в Нечерноземье не могли дать ожидаемых результатов, что и подтвердилось на практике в
В краткосрочной перспективе освоение целины дало неплохие результаты. В 1958 году по сравнению с 1953 годом в стране было произведено в 1,7 раз больше зерна. За счет освоения целины государство компенсировало сокращавшиеся поставки из традиционных аграрных регионов. Но большая часть целинных земель относилась к зоне рискованного земледелия, поэтому урожаи были неустойчивыми.
После 1958 года урожаи на целинных землях перестали расти, а в 1963 году резко упали. Душевой урожай зерна в 1963 году был ниже, чем в 1913 году: соответственно 483 и 540 кг. При этом кризис в сельском хозяйстве Центральной России продолжал углубляться. Потребление зерна превышало его закупки, государственные резервы сокращались.
В 1963 году на массовую закупку зерна за границей было выделено свыше трети золотого запаса СССР. Если российская империя была крупнейшим в мире экспортером зерна, то к середине
Руководство страны понимало угрозу этой фатальной зависимости. В сельское хозяйство направлялись крупные государственные капиталовложения. Но продуктивность колхозного сельского хозяйства увеличивалась крайне медленно: в
Наращивать производство сельхозпродукции в нужной мере при сохранении неэффективного колхозного строя не удавалось. Стремительно рос дефицит. Нарастал и разрыв между закупочными и розничными ценами на сельхозпродукцию, что требовало все больших дотаций из бюджета. Пойти на роспуск колхозов было нельзя. Это подорвало бы устои режима, означало отказ от одной из главных догм официальной идеологии. Такой шаг был опасен и тем, что навыки самостоятельного крестьянского хозяйствования в деревне были утрачены, да и спад товарного производства в ходе реформы был неизбежен.
В послевоенные годы сельское хозяйство оставалось в очень тяжелом положении. Но государство продолжало использовать крестьян, как источник дохода для финансирования промышленности. (…) Дважды, в 1948 и 1952 г., повышался сельскохозяйственный налог, форсированными темпами шло укрупнение колхозов. Но жизнь на селе была тяжелой. К началу
В 1953 г. плохой урожай поставил страну на грань голода. Резервы роста производства зерна были почти исчерпаны. В
Реформа сельского хозяйства. В 1953 г. были снижены налоги на домашние хозяйства сельских жителей. С 1 июля 1953 г. вводился принцип твердого налогообложения, то есть с 1 га приусадебного хозяйства, независимо от его доходности. Общая сумма сельскохозяйственного налога в результате реформы снизилась с 9,5 млрд рублей в 1952 г. до 4,1 млрд в 1954 г. (…) Одновременно была уменьшена доля урожая, которая оставалась у колхозов.
Во второй половине 1953 г. правительство существенно повысило закупочные цены для крестьян (на мясо – в 5,5 раз, на молоко – в 2 раза); уменьшило обязательные поставки государству; снизило налоги с крестьян. В 1954 г. закупочные цены на зерно были увеличены в 7,4 раза. (…) Руководителям колхозов было одновременно дано больше прав для привлечения колхозников к обязательным работам.
Затем была целина. В феврале 1954 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором было объявлено о решении увеличить производство зерна на 35–40% в течение 2–3 лет за счет подъема целинных и залежных земель. Целина позволила довести среднегодовой сбор зерна за
Реформы Маленкова и целина привели к быстрому росту продукции сельского хозяйства. В
К
Эффект целины закончился в
Энергетические мощности советского сельского хозяйства в 1970 г. по сравнению с дореволюционным периодом возросли в 14,1 раза, энерговооруженность труда – в 22,4 раза. Производительность труда в сельском хозяйстве увеличилась в 1970 г. по сравнению с 1913 г. в 5,3 раза, часовая производительность – более чем в 6 раз. В 1975 г. сельскому хозяйству было поставлено 72 млн т минеральных удобрений повышенного качества. Если считать в целом и учесть, что за годы советской власти до 1985 года доля городского населения возросла с 15 до 80%, то та же земля стала обрабатываться в 4,2 раза меньшим числом человек. Сбор зерна вырос в 2,5 раза, следовательно, производительность труда крестьян выросла более чем в 10 раз, главным образом за счет использования нефтепродуктов как источника энергии.
…Страна, обладавшая крупнейшими в мире площадями плодороднейших черноземов, и занимавшая до 1917 г. одно из первых мест по экспорту сельхозпродукции, теперь была не в состоянии себя прокормить, и каждый год импортировала десятки миллионов тонн зерна – из него выпекалась каждая третья буханка хлеба. (…)
СССР импортировал зерно с 1963 г., но не постоянно. Закупал за рубежом немного пшеницы, но 90% производил внутри страны. Закупленное зерно шло на производство мяса. Мощности по его производству были сосредоточены в Прибалтике. В
Либерализация режима в 1953–1957 годах (хрущевская «оттепель») имела серьезные экономические последствия. Ведь нерыночная огосударствленная экономика могла результативно работать только в условиях тотального страха перед репрессиями. Но невозможно гарантировать неприкосновенность жизни и свободы начальства, не ослабив репрессии против обычных граждан. И когда страх ушел, в экономике возникли новые проблемы. Хрущев в августе 1956 года емко охарактеризовал сложившуюся ситуацию: «Все растаскивают».
К 1965 году стало очевидно, что в народном хозяйстве не все в порядке. СССР из экспортера зерна превратился в крупнейшего импортера, замедлились и темпы промышленного роста. Председатель правительства
Внешняя и внутренняя политика взаимосвязаны. Ввод войск в Чехословакию оказал влияние на то, что происходило в самом СССР. Партийное руководство укрепилось в убеждении, что все эксперименты с либерализацией режима, рыночными реформами опасны, могут привести к утрате власти. Косыгинская реформа, начатая в 1965 году, была свернута
Еще задолго до начала перестройки в СССР попытались реформировать экономическую систему. Ни отказываться от государственной собственности, ни демонтировать административную иерархию никто не пытался, однако решено было, что предприятиям следует предоставить некоторые стимулы. Следует заинтересовать их в более эффективной работе, сделать так, чтобы часть прибыли оставалась в их распоряжении и использовалась для поощрения работников и развития производства.
Реформу начали проводить в середине
Увы, факты из жизни Косыгина не подтверждают представлений о его способности
Он был чисто советским хозяйственником и в рамках возможностей советской системы активно изыскивал резервы для развития. В частности, именно ему мы во многом обязаны развитием нефтегазового промысла в Сибири, с которого и по сей день кормимся.
Что же вышло на деле из косыгинской реформы? Скорее всего, некоторый стимул развитию хозяйства она дала, поскольку во второй половине
Впрочем, был тогда рост или нет, не так уж важно, поскольку вскоре самостоятельность предприятий вновь уменьшилась. Кроме того, стимулы в отсутствие рыночной конкуренции приносили не только позитивные результаты. В частности, при фиксированных государством ценах предприятие, стремящееся хорошенько подзаработать, стремилось производить не то, что нужно потребителю, а что дороже. Дефицитные товары, если их в административном порядке не делают выгодными, так и остаются дефицитными.
Более того, поскольку люди в условиях реформы стали несколько лучше зарабатывать, а дефициты не рассосались, отоваривать имеющиеся в карманах деньги становилось даже труднее. Денег больше, но объем товаров не увеличился, а значит, экономика дефицита лишь прогрессирует.
Косыгин намеревался решить проблему дефицита чисто административными мерами, строя новые заводы по производству предметов потребления. (…) Это все равно не решило бы проблемы, поскольку при легком доступе к деньгам дефицит активно работает на свое расширение. Но советский премьер об этом не догадывался и надеялся повысить благосостояние людей, не допуская никакого капитализма.
В принципе, с углубляющимся дефицитом можно было бороться, развивая реформу в сторону рынка. Однако такой динамики страшно боялся сам Косыгин. В том числе потому, что понимал: оставшиеся бесконтрольными директора предприятий все разворуют. А о том, чтобы бороться с воровством при помощи перехода к частной собственности,
Словом, вперед Косыгин идти не мог. При этом оставлять реформирование на полдороги было нереалистично. Половинчатые реформы могли формально дать хорошие показатели, но на деле лишь осложнить жизнь людей, гоняющихся в поте лица за отсутствующими на прилавках товарами. Поэтому партийное руководство страны активность реформатора придавило. И вот уже Косыгин приватно констатирует в беседе с чехословацким премьером Любомиром Штроугалом: «Ничего не осталось. Все рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят».
В итоге Косыгину приходилось руководить советской экономикой и распределять дефицитные ресурсы, используя все те инструменты бюрократического торга, от которых реформа, по идее, должна была нас увести.
Косыгинская реформа притормозилась еще и по политическим мотивам. В Чехословакии в 1968 году похожие экономические процессы привели к Пражской весне, к намерению политической либерализации. Такого поворота событий не желали все советские лидеры, включая Косыгина. А потому от греха подальше следовало, как представлялось кремлевской верхушке, отказаться от всяких реформаторских экспериментов. И от них действительно отказались. Практически на 20 лет. Вплоть до начала горбачевской перестройки.
«По крупным, принципиальным вопросам Косыгину всегда приходилось трудно. Они предварительно обсуждались на Политбюро. Вначале Косыгина поддерживали там зампред Совмина СССР
В итоге предприятия так и не приобрели стимулов производить высококачественные товары, которые можно было продавать за рубеж за свободно конвертируемую валюту. Источником валюты для закупки продовольствия за рубежом стал экспорт нефти, месторождения которой были открыты в Западной Сибири в 1960 году. Позже к нему прибавились экспорт газа, необработанного круглого леса, черных и цветных металлов.
История и СССР, и Российской Федерации неразрывно связана с историей нефтяной промышленности. Доказанные запасы нефти России не так уж велики: в 2008 году 79 млрд баррелей, или 6,3% мировых запасов. Для сравнения: у главной нефтяной страны мира – Саудовской Аравии – 264 млрд баррелей, или 21% мировых запасов. Зато по дневной добыче мы успешно конкурируем с ближневосточным королевством – соответственно 9,8 млн и 10 млн баррелей.
За счет нефти Советский Союз всегда решал свои внутриэкономические и внешнеполитические задачи. Пока мировая цена на нефть была высока, социалистическая система хозяйствования держалась, хотя в ней вызревали острейшие противоречия. Но когда в
Сегодняшние силы и слабости российской нефтянки уходят корнями в ее социалистическое прошлое. Нефтяная промышленность начала болеть задолго до распада СССР. Руководство Советского Союза твердо верило, что нефтяная промышленность – основной источник валютных поступлений, опора бюджета и грозное оружие внешней политики – не имеет пределов роста. При этом оно не хотело видеть, что в отрасли накапливались серьезнейшие проблемы.
Еще в
Для выполнения пятилетних планов нефтяники вели добычу на нескольких западносибирских гигантах и почти не вводили в работу средние и мелкие месторождения. А поскольку регулярно открывались все новые богатейшие запасы, о повышении нефтеотдачи не думали. К примеру, технология гидроразрыва пластов, разработанная в середине прошлого века в Советском Союзе, оказалась невостребованной, и сейчас приходится закупать ее за рубежом.
В те времена безудержно наращивали добычу и экспорт нефти, а о геологоразведке и развитии инфраструктуры забывали. Месторождения разрабатывали недопустимо высокими темпами и ценнейшие из них загубили. У супергиганта Самотлора с начальными запасами нефти 6,5 млрд тонн пик добычи (154 млн тонн) пришелся на 1980 год. Месторождение кормило почти всю страну: на заработанные им нефтедоллары за рубежом приобретались продукты питания и потребительские товары. Эти же нефтедоллары тратились на достижение сомнительных внешнеполитических целей. Потом добыча на Самотлоре стала быстро падать: до 60 млн тонн в 1990 году и 20 млн тонн в 1995 году.
Нефтяные производственные объединения сами не экспортировали добытую ими нефть. Этим занимался созданный в 1931 году монополист «Союзнефтеэкспорт» (с 1992 года –
Когда осваивали Западную Сибирь, первыми туда пришли нефтяники и лишь потом строительные и другие вспомогательные службы. Значит, начальникам нефтегазодобывающих управлений в Тюменской области, кроме нефтедобычи, приходилось заниматься строительством коровников, бань, школ и кинотеатров, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни рабочим и уменьшить текучесть кадров.
А экологическое варварство при освоении новых регионов… Одна «сибирская технология» чего стоит: когда строили нефтепровод
Руководство страны держало нефтяную промышленность под тотальным контролем: даже начальников сибирских нефтегазодобывающих управлений назначали с разрешения ЦК КПСС. Однако при этом не прислушивались к
Структура новых запасов ухудшалась: нефть оказывалась все более вязкой, залегала все глубже, крупные открытия делались все реже, запуск новых месторождений обходился все дороже. Если в 1975 году новая скважина в Тюменской области давала 138 тонн нефти в сутки, то в 1994 году – лишь 10–12 тонн.
Первый кризис грянул в 1977–1978 годах, когда в Западной Сибири впервые упала добыча нефти. Из спада выбрались, бросив все силы страны на развитие региона. А в 1982 году Тюмень не осилила годовой план по добыче. Застой продолжался еще четыре года. Второй кризис тоже преодолевали привычными авральными методами – мощным вливанием капиталовложений и рабочей силы. Правда, возникли и новые тенденции: часть заданий по нефтедобыче перенесли с Тюменской области на Азербайджан и Казахстан, развивали социальную инфраструктуру, укрепляли техническую базу отрасли. Титаническими усилиями падение приостановили, и в 1987–1988 годах вышли на пик в 570 млн тонн. Но потом нефтедобыча опять безудержно покатилась вниз и в 1996 году упала до абсолютного минимума в 301 млн тонн. К тому же нефтяники недополучали
Проблемы обострились
Скверно обстояло дело и в нефтепереработке. Когда в СССР строили нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), автомобили считались роскошью, качественный бензин не требовался и основным нефтепродуктом был мазут. НПЗ вводили в эксплуатацию в основном с конца
Таким образом, России досталась больная нефтяная промышленность, подорванная плановой экономикой. Лечить ее пришлось рыночными лекарствами. Готовых рецептов не было – восстанавливали отрасль методом проб и ошибок.
Месторождения нефти Западной Сибири, открытые в 1960 х годах, возможность их освоения, финансирования за счет экспорта нефти в развитые капиталистические страны масштабного импорта сельскохозяйственной продукции, казалось, позволили решить продовольственную проблему.
…Советский союз быстро наращивает экспорт нефти в развитые капиталистические страны. Потребности в валюте подталкивают к использованию методов освоения и эксплуатации месторождений, позволяющих добиться быстрых результатов, но создающих риски падения добычи в последующие годы.
…Нарастающие трудности с продовольственным снабжением подталкивали советское руководство к выбору стратегии форсированного использования месторождений. Председатель Совета Министров А. Косыгин неоднократно обращался к начальнику Главтюменьнефтегаза В. Муравленко с просьбой примерно такого содержания: «С хлебушком плохо – дай 3 млн тонн сверх плана». За
Форсированное увеличение добычи нефти подталкивало к концентрации усилий на крупнейших проектах. Использование методов эксплуатации, дающих возможность быстро увеличить объем нефтедобычи, но создающих трудно прогнозируемые риски, вело к тому, что возможность сохранения достигнутых объемов производства оказалась в зависимости от того, что произойдет на нескольких уникальных месторождениях.
Внешнеторговый баланс, платежный баланс, снабжение населения продовольствием, сохранение политической стабильности все в большей степени определялись тем, какой будет погода на целинных землях, как сложится ситуация в нефтедобыче. В качестве основы экономической и политической стабильности мировой сверхдержавы – это немного.
Наряду с открытием крупных нефтегазовых месторождений, сохранению стабильности советской экономики в 1970 х годах способствовало беспрецедентное повышение мировых цен на нефть в
Поток валютных ресурсов от продажи нефти позволил остановить нарастание кризиса продовольственного снабжения городов, увеличить закупки оборудования, потребительских товаров, обеспечил финансовую базу наращивания гонки вооружений, достижения ядерного паритета с США, начать такие внешнеполитические авантюры, как война в Афганистане.
К 1980 г. нефть и газ составляли 67% экспорта СССР в страны ОЭСР. В это же время цены на нефть, оставаясь высокими, перестают расти. На этом фоне в стране усиливается дефицит потребительских товаров, растет денежная эмиссия, повышаются цены колхозного рынка. Бюджетные расходы все в большей степени финансируются за счет вкладов населения. Усиление финансовой несбалансированности народного хозяйства, рост финансовых диспропорций, дефицита на потребительском рынке стимулирует попытки компенсировать недостаток предложения продуктов питания за счет ухудшения их качества (например, увеличением доли воды и крахмала в колбасе). Начиная с середины 1970 х годов, примерно половина прироста товарооборота достигалась за счет ухудшения качества и повышения цен. Доклад Госплана по этому поводу был роздан заместителям председателя Совета Министров. На следующий день экземпляры были изъяты и уничтожены.
Байбаков Н.К., бывший председатель Госплана СССР:
«Поскольку в старую схему финансирования мы уже не укладывались, пришлось прибегнуть к новым, нетрадиционным, способам: вклады населения в сберкассах, средства со счетов предприятий частично снимались и направлялись на бюджетные расходы».
Нефтяная зависимость. К 1985 году страна окончательно стала сырьевым придатком высокоразвитых экономик. Однако цены на сырьевые товары крайне нестабильны, колеблются в широком диапазоне, продовольственное снабжение оказалось в зависимости от нефтяного экспорта, от «нефтедолларов».
Между августом 1985 года и маем 1986 года цены на нефть снизились вдвое, резко упали доходы от экспорта. Советское руководство вынуждено было реагировать на резко изменившуюся экономическую и финансовую ситуацию. Просматривались четыре пути:
Какой вариант выбрали бы Вы? |
Стратегически, исходя из экономических соображений, можно было выбрать первый путь, а политически, в реалиях 1986 года – невозможно. Если бы генеральный секретарь вынес на Пленум ЦК КПСС такое предложение, то при своей должности он оттуда точно бы не вышел. Ведь это означало роспуск восточноевропейской части советской империи, отказ от результатов Второй мировой войны.
Что касается второго пути, то решение повысить внутренние цены на продовольствие, сократив потребность в его импорте, надо было принимать в условиях, когда потребление продовольствия мало зависело от уровня цен: повышение цены на мясо на 10% не гарантировало снижения его потребления. Поэтому требовалось резкое и масштабное повышение цен. При этом нарушался неписаный договор власти и населения, сложившийся после отказа от массовых репрессий: народ не спрашивает, почему вы находитесь у власти, хотя мы вас никогда не выбирали, а власть гарантирует стабильность условий жизни, важнейший элемент которой – стабильность цен на продукты.
У власти уже имелся негативный опыт начала
С 1959 года
Выход из этого коммунистическое руководство видело в двух мерах.
Параллельно в СССР регулярно снижали расценки по выработке продукции для рабочих. Причем далеко не всегда это было связано с внедрением новых технологий и ростом производительности труда.
В Новочеркасске (Ростовская область) эти два события совпали. В литейном цехе электровозостроительного завода в мае рабочим резко срезали расценки. Условия работы и снабжение там и так были отвратительными. А тут с 1 июня резко выросли цены на все основные продукты питания. Рабочие бурно обсуждали в цехе эти новости. В цех зашел директор завода. На вопрос подошедшей к нему работницы: «Скажите, как же нам жить дальше?», – директор ответил, ничуть не смущаясь: «Ничего, проживете! Раньше ели пирожки с мясом, теперь будете есть пирожки с ливером!» Это заявление моментально разнеслось по цеху. Сталелитейщики отказались работать. К ним примкнули рабочие других цехов. Пошли к заводоуправлению. Но начальство встретиться с ними не пожелало.
Поскольку толпа забастовщиков росла по минутам и перевалила за тысячу, дирекция поставила в известность руководителей горкома и обкома партии. Те приехали, но выступили так, что в них полетели камни. А затем к забастовке примкнули рабочие других, более мелких предприятий Новочеркасска.
К вечеру того же дня из Москвы в
2 июня утром рабочие утренней и вечерней смен двинулись к городу. Весь
До стрельбы на поражение пока не доходило. Тому предшествовали очень важные обстоятельства. Дело в том, что «операцию» по насильственному разгону митингующих поручили заместителю командующего
При этом рядовые солдаты просто начали брататься с толпой. Да и милиция не проявила должной активности. Зато КГБ был «на высоте». Ночью они арестовали несколько десятков выявленных ими активистов. Но поскольку организованного руководства у забастовки не было, все происходило достаточно стихийно, то повлиять на рабочих эти аресты не смогли. Командующему
Собравшаяся на площади многотысячная толпа сумела полностью захватить здание горкома партии и ворвалась в горотдел милиции, где пыталась освободить ранее арестованных товарищей. Члены Президиума ЦК КПСС были вынуждены принять делегацию забастовщиков. В конце концов, они приняли решение: стрелять на поражение.
Собравшиеся на площади, услышав треск автоматных очередей, поначалу решили, что стреляют холостыми. Но когда на булыжниках остались лежать убитые и закричали раненые, толпа пришла в движение: люди бежали из огневой зоны в обычном в таких случаях беспорядке, сминая друг друга. По словам очевидцев, ужаснее зрелища они не видели.
Толпу рассеяли. По официальным данным, обнародованным лишь в 1991 году, было 26 убитых, по неофициальным – намного больше. Убитых тайно похоронили на заброшенных кладбищах Ростовской области. Кровь с улиц смыли, провели судебные процессы, 7 человек расстреляли, 105 посадили на сроки до 15–12 лет, но в 1966 году, при Брежневе, всех выпустили. Снабжение города улучшили.
Брожение в Новочеркасске продолжалось еще несколько дней, появлялись антисоветские листовки, отдельные листовки появились в Ростове и Донецке. Протесты и забастовки против повышения цен на продовольствие прошли тогда и в других городах СССР (Муроме, Челябинске, Тамбове).
Из приказа председателя КГБ при Совете Министров СССР В. Семичастного за 1962 год:
«В первом полугодии текущего года на территории страны было распространено 7705 антисоветских листовок и анонимных писем… в 2 раза больше, чем за тот же период 1961 года. После опубликования решений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о повышении цен на продукты животноводства увеличился поток анонимных писем. Только за июнь месяц т.г. зарегистрировано 83 случая распространения антисоветских листовок и надписей. За это же время из партийных и советских учреждений, из редакций газет и журналов в органы КГБ поступило свыше 300 антисоветских анонимных писем, в которых выражается недовольство жизненным уровнем населения нашей страны, содержатся призывы к организации массовых выступлений, забастовок, демонстраций, митингов, бойкотов с требованиями снижения цен на продукты питания и увеличения заработной платы, распространение таких документов отмечено главным образом в промышленных центрах страны».
«Затраты на производство сельхозпродукции росли год от года. А цены не менялись годами. Я помню, к нам по приглашению Минфина прибыл министр финансов Швеции. Так первое, что он сделал, зайдя в московский гастроном, купил 25 кг сырокопченой колбасы. Она у вас, говорит, в несколько раз дешевле, чем в Швеции. Мы сделали расчеты, пытаясь изменить соотношение цен по зарубежной модели “дешевые промтовары – дорогое продовольствие“. И с этими предложениями я пошел к Брежневу. Он выслушал меня и говорит: “Зия, человек покупает машину один, от силы два раза в жизни, а хлеб, мясо и молоко – каждый день. Ты что, хочешь повторения новочеркасских событий? Я на это не пойду“».
Брежнев снабжение населения считал первостепенным политическим вопросом. Спрос намного опережал производство, а отрегулировать их соотношение ценами не позволяли. Брежнев на Политбюро шутил, что для решения проблемы нужно ввести в стране два постных дня в неделю. Ставший предметом многих шуток рыбный день в общепите был одной из попыток уменьшить напряжение со снабжением мясом.
Третий путь – резко сократить военные расходы, срезать инвестиции в ВПК, то есть остановить там инвестиционные программы, перестать использовать никель, медь, платину, палладий, черные металлы в производстве вооружений. И все это направить на экспорт. Этот путь был чреват конфликтами с силовыми структурами и хозяйственной элитой, тяжелыми социальными проблемами в моногородах. Тем не менее эту тему «мягко» поднимали на обсуждениях в ЦК КПСС. Но было ясно, что и такое решение означало политическое самоубийство.
В СССР апогей политического влияния
Следует отметить периодическое обострение противоречий между партийным руководством и военными. В первые послевоенные годы
В эпоху Хрущева противоречия между партийным руководством и военными стали особенно заметными. Важной причиной разногласий были попытки сокращения расходов на содержание Вооруженных сил и развитие ряда обычных видов вооружений, усиление
После возвращения к традиционному приоритету военных программ с середины
«Брежнев выдвинул лозунг “На оборону денег не жалеть!“, вот их не то что “не жалели“ – танкисты деньги просто не считали», – свидетельствует в своих мемуарах зампред
В итоге предпочли четвертый путь – продолжили занимать деньги на Западе. Тем более что их пока давали. До того времени кредитная история СССР была приличной. Но рано или поздно деньги заканчиваются. Можно занимать год, два, три, потом кредиторы требуют возврата денег. Что и было заявлено советскому руководству на рубеже 1988/1989 года. Возможности привлечения коммерческих кредитов на западных финансовых рынках сократились. Затем их вовсе перестали предоставлять. После чего кризис советской экономики, а затем и банкротство Советского Союза стали сначала неизбежностью, а затем объективной реальностью.
Когда цены на нефть в
Но повышение розничных цен нарушало фундаментальный контракт между обществом и властью, сформировавшийся в конце 1950 – начале 1960 х годов, значимость которого была подтверждена трагедией в Новочеркасске в 1962 г.
С точки зрения социальной политики, сохранение фиксированных цен на продовольствие в радикально изменявшихся условиях было линией абсурдной. Подавляющая часть продовольственных дотаций приходилась на десятую часть населения причем, что важно, наиболее обеспеченную. По данным бюджетных обследований (1989 г.), семьи с доходом на одного человека менее 50 руб. в месяц платили за килограмм мяса и мясопродуктов в полтора раза дороже, чем семьи с душевым доходом свыше 200 руб. Но речь шла не о социально экономической целесообразности. Неизменность цен была одним из важнейших компонентов контракта власти с народом, гарантировавшего устойчивость режима в обмен на стабильные условия жизни населения.
В середине 1980 х годов советское руководство не было готово к серьезному обсуждению вопроса о некомпенсируемом повышении цен. Это нетрудно понять. Спрос населения на базовые продукты питания мало эластичен по цене. Даже при резком повышении цен, существенное сокращение закупок зерна за рубежом могло бы привести к возникновению дефицита хлеба и кормов, необходимых для производства продукции животноводства. В стране к этому времени уже сформировался крупный денежный навес. У советских граждан, не имевших возможности купить товары, пользующиеся спросом, накопились вынужденные сбережения. Даже приняв решение о проведении масштабного повышения цен, советское руководство вынуждено было бы считаться с риском того, что дефицит базовых продуктов массового потребления сохранится. Угрозы стабильности режима, связанные с реализацией такой политики, в середине 1980 х годов казались непреодолимыми.
…Сократить выпуск в обрабатывающих отраслях, направить часть высвобождаемых в этом случае сырьевых ресурсов, чтобы увеличить экспорт, было возможно. Резкое сокращение военных расходов, производства вооружений также позволило бы высвобождать сырьевые товары, реализовать их на международных рынках, мобилизовать конвертируемую валюту. Однако, как и с гражданскими обрабатывающими производствами, рост предложения таких используемых в ВПК материалов, как никель, титан, сталь, мог дестабилизировать мировые рынки, привести к падению цен на сырьевые ресурсы. К тому же движение в этом направлении означало прямой конфликт с руководством вооруженных сил,
Очевидными были и
Сокращение поставок нефти и нефтепродуктов социалистическим странам с середины 1980 х годов, перераспределение нефтяного экспорта в пользу импортеров, способных рассчитываться конвертируемой валютой, становится регулярной практикой. Между тем долги социалистического лагеря растут. К 1988 г. внешняя задолженность социалистических стран в свободно конвертируемой валюте Западу составила 206 млрд долл.
…Для сохранения империи все в большей степени приходилось полагаться на «последний довод королей» – силу. А это в конце XX в. – ненадежная основа стабильного контроля над вассальными странами.
Сокращение объема капитальных вложений, отказ от масштабных закупок технологического оборудования за рубежом с экономической точки зрения – естественный ответ на кризис, связанный с ухудшением торгового баланса, падением цен на сырьевые товары. С позиции отношения власти и общества он наименее конфликтен. Однако руководству страны приходится думать и об отношениях с
Сказать первым секретарям обкомов, министрам, что капитальные вложения в их регионы и отрасли будут сокращены, что технологическое оборудование, которое они предполагали импортировать, не будет закуплено, – прямое нарушение принятых правил игры. При попытке двинуться в этом направлении судьба нового советского руководства, возглавляемого М. Горбачевым, отличалась бы от судьбы Н. Хрущева лишь тем, что отставка произошла бы немедленно… Политическое самоубийство было гарантированным, возможность выигрыша – сомнительной. Несмотря на нарастающие финансовые трудности, объемы начинаемого строительства продолжали расти.
Даже на фоне катастрофического положения в финансовой области, сложившегося к
Еще в сентябре 1988 г. в рейтинге платежеспособности СССР рассматривался как наиболее надежный финансовый партнер из числа социалистических стран, опережая по этому показателю Китай. Одним из факторов, облегчавших в
Банкиры и правительства капиталистических стран продолжали предоставлять новые кредиты СССР на относительно благоприятных условиях. Это позволяло продолжать прежний
Все это – демонстрация неспособности власти даже при очевидно нарастающих
Сложившаяся ситуация – выбор между повышением розничных цен или сокращением капиталовложений и военных расходов – ставила советское руководство перед непростой дилеммой: решаться на конфликт с населением или с
Новое поколение руководителей этого явно не понимало. Здесь нет ничего удивительного. Традиционное управление советской экономикой было ориентировано на натуральные параметры. Вопросы развития животноводства обсуждались на высшем уровне гораздо чаще, чем бюджет страны. Финансы рассматривались руководством отраслей, предприятий как элемент неизбежной, но скучной бухгалтерии. К тому же информация о реальном состоянии бюджета, валютных резервов, внешнем долге, платежном балансе была доступна крайне узкому кругу людей, многие из которых к тому же в ней ничего не понимали.
Из выступления председателя правительства Н. Рыжкова на Пленуме ЦК КПСС
«Взять хотя бы финансы. Здесь создалось наиболее критическое положение. Страна подошла к двенадцатой пятилетке с тяжелым финансовым наследием. Мы давно уже не сводим концы с концами, живем в долг. Нарастающая несбалансированность стала приобретать хронический характер и привела на грань фактического разлада финансово кредитной системы. Все это не получало принципиальной оценки. Финансы были прерогативой определенного узкого круга лиц и ведомств. Более того, истинное положение дел в этой сфере прикрывалось внешним благополучием и не было предметом глубокого всестороннего анализа и рассмотрения. […] Крайне тяжелое положение сложилось в денежном обращении, о чем говорил сегодня Михаил Сергеевич. В 70 – начале 80 х годов произошло его расстройство. Мы пришли к тому, что у нас начались инфляционные процессы. […] Не лучше обстоят дела с валютным положением страны. […] Внешняя торговля стала уязвимой к различным санкциям».
Из доклада министра финансов СССР В. Павлова о государственном бюджете СССР на 1990 год:
«Финансовая ситуация во внешнеэкономической деятельности продолжает ухудшаться, что размывает доходную базу бюджета и серьезно ослабляет наши усилия по ликвидации его дефицита […] Доля этих поступлений опускается до самой низкой точки за последние годы и составит в доходах бюджета около 14%. Возрастает и внешняя задолженность. Объем внешнего долга достиг уровня, за которым он начинает возрастать уже без новых займов лишь за счет увеличения расходов по его обслуживанию. На оплату долгов и процентов уже в 1990 г. придется израсходовать почти всю выручку от экспорта продукции топливно энергетического комплекса… В социальной переориентации бюджета ключевое место занимает увеличение централизованного финансирования агропромышленного комплекса… Это создает дополнительное напряжение в бюджете и финансах страны, но идти на эти расходы надо для ускорения решения продовольственной проблемы».