1.5 Распад СССР

Распад СССР не был следствием «империалистического заговора» или решения президентов трех республик. Его причины следует искать в экономическом и политическом кризисах, а также в центробежных тенденциях в многонациональном советском государстве.

Возможность распада СССР была заложена в самих принципах его построения. Все входившие в него республики и автономные образования в них были сформированы по национальному признаку, даже если нация, давшая имя республике или автономной области, составляла меньшинство. За каждой республикой признавалось право свободного выхода из Союза, чего нет ни в одной федерации в мире. Это право подтверждалось Конституцией СССР 1936 и 1977 годов, в последней к тому же провозглашался безусловный суверенитет каждой союзной республики.

Делалось это в пропагандистских целях, руководители СССР были уверены, что этим правом никто не осмелится воспользоваться. Так оно и было, партийная бюрократия держала в едином кулаке столь разные народы. Но стоило ослабить хватку (гласность, отказ от командно-административного управления народным хозяйством, исключение из Конституции 6-й статьи о руководящей роли партии), как настроения изменились. К концу 1980-х годов организационно оформились и получили поддержку значительной части населения национальные движения.

Союз не выдержал первых же испытаний демократией и свободой. Как только ослабла зависимость руководителей промышленности и сельского хозяйства от центра, директивная плановая экономика оказалась дезорганизованной. Предоставленные самим себе хозяйственники вышли из-под партийно-государственного контроля, сокрушив прежнюю систему управления-де-факто, еще до начала рыночных реформ. Сокращение функций министерств и лишение центрального партийного аппарата властных полномочий, возможности устанавливать директивные плановые задания, лимиты снабжения, назначать цены на продукцию разрушило «нервную систему», объединявшую экономическое, правовое и информационное пространство СССР.

Из-за низкой эффективности, непомерных военных расходов, сокращения добычи нефти и газа и падения мировых цен на них советская экономика к 1990 года прочно увязла в трясине подавленной инфляции, то есть всеобщего дефицита. Многим стало казаться, что по отдельности республики легче преодолеют кризис. Директора союзных предприятий искали помощи у республиканских партийных комитетов, которые «не шли в ногу» с Москвой и еще не растеряли своего влияния.

Подробнее. Страна в тревожном ожидании: что будет в 1991 году?:

Ситуацию, сложившуюся в СССР в конце 1990 года, большинство наблюдателей – как политологов, так и экономистов – определяют словом «накануне». При этом очевидно, что пока еще сохраняется определенная вариантность в выборе пути, по которому пойдет страна. Тем не менее параметры, определяющие этот выбор, носят явно объективный характер, и абстрагироваться от них не удастся никому…

Страна давно не встречала Новый год в таком мрачном настроении. И дело даже не в том, что голодно и холодно. Как это ни странно, надежд на лучшее будущее не осталось почти ни у кого: либералы боятся «наведения порядка», сторонники сильной власти – «анархии и разгула сепаратизма», не говоря уже об «отказе от социалистических ценностей».

Главная проблема, не решив которую Союз не сможет сдвинуться с мертвой точки, – это отношения центра и республик. Последние события в верхнем эшелоне власти свидетельствуют о том, что, судя по всему, горбачевское руководство, избавившись от либералов и колеблющихся, приняло решение о спасении империи любой ценой (кроме, возможно, цены массового кровопролития)…

Республики, со своей стороны, готовы к открытому афронту: здесь наиболее показательно решение ВС России о формировании бюджета, вызвавшее острую реакцию президента. Если республики будут упорствовать в своих заблуждениях, то самым вероятным сценарием развития событий видится приостановка центром действий тех парламентов, которые не захотят идти на тот или иной компромисс с центром, и введение фактического военного положения. В этой ситуации прогнозируемая реакция населения и властей – широкая кампания гражданского неповиновения, забастовки, саботаж, в некоторых регионах – вспышки насилия, террор, которые будут подавляться соответствующими методами…

По оценкам экспертов «Ъ», 1991 год не принесет улучшения ситуации на потребительском рынке. Если эмиссия (используемая центром для покрытия бюджетного дефицита) не уменьшится, то в новом году рубль может потерять до 30% своей покупательной способности. В этих условиях граница прожиточного минимума к концу года поднимется в среднем до 135 рублей, а для жителей крупных городов до 180 рублей в месяц на человека. В результате за чертой бедности может оказаться более 100 млн человек – почти треть населения страны.

Чтобы защитить доходы беднейших слоев населения, потребуется индексация их доходов. Стоимость этой программы оценивается в 20 млрд рублей, которые вряд ли будут найдены и пустеющей государственной казне.

По-видимому, в этих условиях власти на местах примут меры по ужесточению карточной системы, хотя вряд ли смогут обеспечить эти карточки товарными ресурсами. В лучшем случае население сможет рассчитывать на гарантированное снабжение на уровне 1,5 кг мяса, 300 г масла и 2 кг крупы в месяц на человека – для горожан эти почти голод…

Источник: Что будет в 1991 году? // Власть. 1990. № 50 (50). 24 декабря. – http://kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=6dd7616d-9ae1-4c28-97c9-7665101c68c3&docsid=266946

***

Б. Гидаспов, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС:

«Сейчас ситуация, конечно, очень тяжелая. Я утром еду на работу, смотрю на хвосты в сто, тысячу человек. И думаю: вот трахнет кто-нибудь по витрине, и в Ленинграде начнется контрреволюция. И мы не спасем страну».

Источник: Стенограмма заседания Политбюро ЦК КПСС 16 ноября 1990 г. РГАНИ. Ф. 89. Оп. 42. Д. 30. Л. 16, 20.

Сохранить СССР путем политического реформирования мешали стремительное обесценивание денег и нараставший товарный дефицит, которые еще больше побуждали республики к обособлению, разрыву хозяйственных связей, введению границ и таможен.

Россия была донором практически всех других союзных республик и страдала от кризиса больше других. В российской партийной элите началось движение за укрепление республиканской власти. Коммунисты – участники Съезда народных депутатов РСФСР в июне 1991 года почти единогласно проголосовали за Декларацию о государственном суверенитете России.

Подробнее. Декларация о государственном суверенитете РСФСР:

Декларация
о государственном суверенитете РСФСР
от 12 июня 1990 г.

Первый Съезд народных депутатов РСФСР, сознавая историческую ответственность за судьбу России, свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик, выражая волю народов РСФСР, торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР – естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Председатель Верховного Совета РСФСР
Б. Н. Ельцин
Москва, Кремль
12 июня 1990 года

Экономический кризис, сочетавшийся с кризисом вертикальных структур власти, усилил рост национального самосознания и стремление к самостоятельности у коренного населения республик. Национальные элиты стремились уйти из-под контроля со стороны союзного центра, а национальные лидеры – встать во главе независимых государств.

После провала путча произошло окончательное банкротство официальной коммунистической идеологии, фактически исчезла центральная власть. После провала путча произошли события, которые сыграли решающую роль в судьбе Союза. 24 августа 1991 года М. С. Горбачев заявил, что слагает с себя полномочия Генерального секретаря КПСС и призвал ее к самороспуску. А другого стержня власти в стране не было. С развалом КПСС центральная власть просто рухнула. Б. Н. Ельцин одним из последних, 6 ноября, подписал указ о прекращении деятельности структур КПСС на территории России.

Республиканские лидеры оказались перед выбором:

  • или пытаться сформировать новый союзный центр, заключить новый Союзный договор между суверенными государствами,
  • или каждому идти своим путем.

Какую стратегию выбрали бы Вы??

Элита всех бывших союзных республик уверенно выбрала независимость, воспользовавшись статьей 73 Конституции СССР (право свободного выхода). Эта статья, как мина замедленного действия, была всегда: и в Конституции 1924 года, и 1936 года, и 1977 года. Уже 24 августа решение о выходе из СССР приняла Украина, 25 августа – Белоруссия, 27 августа – Молдавия, 30 августа – Азербайджан, 31 августа – Узбекистан и Киргизия, 9 сентября – Таджикистан, 21 сентября – Армения, 27 октября – Туркмения, 12 декабря – Россия, 16 декабря – Казахстан (Литва – еще 11 марта 1990 года, Латвия – 4 мая 1990 года, Эстония – 20 августа 1991 года, Грузия – 9 апреля 1991 года).

Уже в августе 1991 года компартии были распущены в Эстонии, Литве, Молдавии, Белоруссии, Грузии, Туркмении, Украине, Киргизии, в сентябре – в Казахстане, Латвии, Азербайджане, Узбекистане, в октябре – в Таджикистане, в ноябре – в России.

29 августа объявил командующим всех военных округов, дислоцированных на Украине, что отныне они подчиняются украинским властям. Украина подчинила себе пограничные войска на своей территории. То есть внешняя граница на этом направлении стала украинской, а внутренней не было вообще. В Прибалтике советская погранслужба тоже перестала функционировать, как и таможня.

Республики имели разное экономическое положение, но практически для всех Россия была донором. Тем не менее республиканские политические лидеры обосновывали свою линию на суверенизацию тем, что экономическому процветанию их республики якобы мешало ее положение в сложившейся системе хозяйственных связей внутри СССР. Одни говорили об эксплуатации центром природных богатств республики, другие – о необходимости избавиться от «нахлебников». В Армении, Грузии и Азербайджане политические элиты консолидировались вокруг лозунга независимости от России. Прибалтийские республики успешно создавали свои структуры власти и быстро превращались в субъектов международных отношений. Сказались и конкретные исторические черты развития республик, уровень культуры и образования, трудовые и культурные традиции населения, религия и ментальные особенности. В условиях банкротства СССР и острого экономического кризиса они выдвинулись на первый план.

Далеко не все национальные лидеры были настроены идти вслед за Россией по пути рыночных и демократических реформ. В Узбекистане и Туркмении, где политические элиты были идейно связаны с ГКЧП, выход из СССР стал способом дистанцироваться от России, создав авторитарные режимы. Тем не менее хотя строительство новой государственности в республиках СССР шло по разным сценариям, реализовалось оно как антисоветский проект. Это касалось и политического устройства, и идеологических установок.

Подробнее. Становление новых государств на постсоветском пространстве:

Армения и Азербайджан, формально не объявляя друг другу войну, вели полномасштабные военные действия за Нагорный Карабах. Еще в феврале 1991 года в Армении был принят радикальный закон о земле – первый такого рода закон на постсоветском пространстве: земля передавалась в частную собственность, было разрешено ее покупать и продавать, арендовать и наследовать; участок земли получали даже люди, занятые вне аграрного сектора. Приватизация земли спасла страну от массового голода в самый тяжелый период первых лет независимости. Армения была первой из неславянских республик бывшего СССР, которая заявила о готовности присоединиться к Беловежским соглашениям. Уже 29 декабря 1991 года она подписала Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности с Россией.

В Азербайджане Верховный Совет республики президентом страны назвал первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана А. Муталибова. Однако его авторитет был подорван неудачами в войне с Арменией из-за Нагорного Карабаха. Позднее, в 1992–1993 годах, при президенте А. Эльчибее внешняя политика Азербайджана стала антироссийской. Политические лидеры Нагорного Карабаха в конце 1991 года провозгласили его независимым государством. Но он не был признан международным сообществом, в том числе Россией.

В Грузии перестроечное движение изначально основывалось на программе выхода из СССР.В стране развернулось мощное антикоммунистическое движение, в результате союзная власть оказалась полностью парализованной, политическая инициатива перешла к оппозиции – партии «Круглый стол» во главе с З. Гамсахурдиа. На парламентских выборах в октябре 1990 года эта партия под лозунгами государственной независимости, рыночной экономики, прав человека и свободы слова набрала наибольшее число голосов – 54%, а Компартия – лишь 17%. 9 апреля 1991 года Грузия провозгласила независимость. В следующем месяце состоялись президентские выборы – первые такого рода на территории СССР. Гамсахурдиа большинством голосов (87%) был избран президентом. Он выдвинул идею о переходном периоде как важнейшем этапе нацио¬нально-освободительного движения в ходе восстановления полной государственной независимости Грузии.

К лету 1991 года в Грузии назрел острейший общенациональный кризис, вызванный обострением борьбы за власть в самом Тбилиси. Парламент и правительство З. Гамсахурдиа не могли реализовать свою предвыборную программу. Летом 1991 года у Дома правительства на проспекте Руставели началось противостояние сторонников Гамсахурдиа с отрядами «Мхедриони» и Национальной гвардией (военные и полувоенные образования), требовавших «наведения порядка» в стране. В декабре все окончилось вооруженным восстанием и низложением Гамсахурдиа.

Власть перешла к Государственному совету, куда вошли руководители основных вооруженных формирований республики. Не сумев преодолеть внутренние разногласия, коалиция направила Э. Шеварднадзе приглашение возглавить Госсовет. 10 марта 1992 года недавний министр иностранных дел СССР и соратник М. С. Горбачева стал главой Госсовета, а в октябре Верховный Совет Грузии избрал его своим председателем. Начался сложный и длительный процесс политической стабилизации в стране. Грузинское руководство столкнулось с теми же проблемами, что и Россия: Абхазия и Южная Осетия объявили о своем выходе из Грузии.

Украина категорически отказалась от подписания нового Союзного договора в любой его форме.13 декабря 1991 года было объявлено о переподчинении Украине всех находившихся на ее территории подразделений Сухопутных и Военно-воздушных сил, а также Черноморского флота. Практические шаги Украины по созданию собственных вооруженных сил не соответствовали Беловежским соглашениям (8 декабря 1991 года) об общем военно-стратегическом пространстве.

В Белоруссии часть Верховного Совета, поддержавшая ГКЧП, вынуждена была уйти с политической сцены. Верховный Совет приостановил деятельность Компартии Белоруссии и придал Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 года силу конституционного закона. Были приняты новые герб, флаг и наименование страны (Республика Беларусь), председателем Верховного Совета был избран С. С. Шушкевич – политик, близкий к Народному фронту. В отношениях с Россией серьезные противоречия обозначились в торгово-экономической области, когда по мере роста белорусской задолженности Россия начала сокращать поставки энергоносителей.

Молдавия в конце 1991 года особенно остро переживала экономический кризис. К тому же внутри республики разразился острейший политический кризис, связанный с расколом двух элит – промышленной элиты Приднестровья и национально-радикальной элиты Кишинева. В Приднестровье была сформирована Республиканская гвардия. Попытки молдавских властей силой навести порядок в Гагаузии и Приднестровье привели в марте–июле 1992 года к вооруженному столкновению между Кишиневом и Тирасполем.

В Средней Азии политическое оформление новых государств проходило более спокойно. В Узбекистане Декларация о независимости, принятая Верховным Советом 1 сентября 1991 года, отражала скорее политическую конъюнктуру, сложившуюся в Союзе после путча, чем политические устремления узбекского общества. Руководство республиканской компартии во главе с И. Каримовым после провала ГКЧП объявило о выходе из КПСС, затем последовал ее запрет на территории республики. Фактически же компартия была переименована в Народно-демократическую партию. В конце 1991 года официально был зарегистрирован оппозиционный Народный фронт Узбекистана – движение «Бирлик» («Единство»). На общенародных выборах И. Каримов был избран президентом страны. Небольшая и во многом самодостаточная узбекская экономика не испытала спада первых лет независимости.

В Киргизии ГКЧП был осужден уже 19 августа, а 31 августа республика провозгласила свою независимость. 12 октября в стране прошли прямые президентские выборы. Подавляющим большинством голосов (95%) победу одержал А. Акаев – член ЦК КПСС в 1990–1991 годах. Он принял на себя и руководство правительством. Новый расклад политических сил позволил на какое-то время форсировать экономические преобразования в республике. Уже в декабре 1991 года была принята программа приватизации. Распад СССР обернулся для Киргизии сложнейшими экономическими проблемами. Слишком тесными были хозяйственные связи с другими республиками, разрыв которых оказался очень болезненным.

В  Туркмении руководство поддержало ГКЧП. В октябре была провозглашена независимость республики. В декабре республиканская компартия объявила о самороспуске, затем вновь организовалась под названием Демократическая партия Туркменистана. Новое государство в экономике сделало ставку на развитие своих углеводородных ресурсов. В Туркменистане сосредоточено до трети мировых запасов газа при населении в 4,6 млн человек. Политическая элита отказалась от проведения «капиталистических экспериментов», сохранила жесткое государственное регулирование экономики и относительно низкие цены в потребительском секторе за счет дотаций, получаемых от экспорта нефти и газа. В мае 1992 года Туркменистан принял новую Конституцию, предусмотревшую авторитарную президентскую систему правления.

В  Таджикистане 24 ноября 1991 года состоялись президентские выборы, победа на которых большинством в 57% голосов досталась Р. Набиеву – руководителю Компартии и председателю Верховного Совета Таджикистана. В стране был установлен режим личной власти Набиева, опиравшийся на его собственную же гвардию. Началось массовое преследование оппозиции и инакомыслящих.

В  Казахстане в сентябре 1991 года была распущена Компартия, на основе которой создана Социалистическая партия Казахстана. 1 декабря на общенародных выборах Н. Назарбаев 98% голосов был избран президентом. Казахстан объявил независимость последним из союзных республик – 16 декабря 1991 года. До этого руководство республики активно участвовало в поиске иных возможностей сохранить СССР. Для Казахстана, экономика которого в советские времена обеспечивала лишь 27% конечного продукта, потребляемого в республике, а за счет союзного бюджета покрывалось от 15 до 20% государственных расходов, начальный период независимости обернулся глубочайшим экономическим кризисом. Все эти события в республиках Союза свидетельствовали о фактическом распаде СССР.

Источник: Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Шестаков В. А. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. СПб.: Норма. 2010. С. 159–161. – www.ru-90.ru

Юридическое оформление распада – Беловежские соглашения

Хотя позиция республик по их независимости была вполне определенной, существовал выбор:

  • – продолжать переговоры, пытаться ценой компромиссов сохранить в той или иной форме фактически не существовавший Союз, остановить процесс разбегания;
  • – признать объективным факт распада СССР и юридически оформить его роспуск.

На что решились бы Вы?

В условиях, когда Советский Союз фактически не существовал, не было ни общей идейной базы, ни результативных экономических возможностей, ни достаточной силовой системы, чтобы удержать процесс разбегания, а сжатая пружина сепаратизма и национализма в республиках расправилась, долгий поиск согласия между ними по вопросам, где их интересы противоречат друг другу, – опасная стратегия.

М. С. Горбачев и его сторонники все еще надеялись на сохранение единого центра и подписание суверенными республиками нового Союзного договора.

Подробнее. М. С. Горбачев и Дж. Буш о сохранении единого союзного центра:

М. С. Горбачев до последнего момента не верил в стремительный распад страны. 29 октября 1991 года, накануне подписания Беловежских соглашений, он обсуждал с президентом США с Джорджем Бушем-старшим в Мадриде выделение кредита на закупку продовольствия и необходимость сохранения единого центра в СССР.

Горбачев: Центральный вопрос сегодня – государственность. Не решим его – все проблемы будут упираться в это. К сожалению, Ельцин подвергается давлению определенных людей, которые навязывают ему иную концепцию. Они утверждают, что Россия должна сбросить с себя это бремя, уйти от других республик и идти вперед сама. Я разговаривал с Борисом Николаевичем, и он заверил меня, что понимает, к чему это привело бы. Но в целом мне сейчас нужно будет поддержать его. Потому что если пойдут реформы в России, то они пойдут и в других республиках.

Буш: Ключевой вопрос состоит в следующем. Считаете ли вы, что Россия, Ельцин стремятся захватить центр? Чего они хотят? Хотят ли они еще более сузить роль центра, вашу роль? Это затрудняет для нас определение позиций. Нам нелегко разобраться в ситуации.

Горбачев: Попытки, о которых вы говорите, действительно налицо. Надо признать, что сегодняшняя его (Ельцина) позиция не во всем адекватна ситуации. Россия нуждается в новом союзном центре. Это единственная законная форма для осуществления ведущей роли России в союзе республик.

Республики не примут непосредственного руководства ими со стороны России. Мне казалось, что у меня с ним было понимание на этот счет. Но последняя его речь в этом плане вызывает разочарование. Если он изолирует Россию, разрушит Союз, то это будет иметь разрушительные последствия и для России. Но надо отметить, что он все-таки заявил в своей речи о том, что будет выступать за Союз. Необходима поддержка продолжению курса реформ, ибо от этого зависит будущее Союза…

Буш: Я буду с вами предельно откровенен, Михаил. Надеюсь, вы знаете позицию нашего правительства: мы поддерживаем центр. Не отказываясь от контактов с республиками, мы выступаем в поддержку центра и вас лично. Еще до переворота (19 августа 1991 года.- «О») я выступил с речью на Украине, которая стоила мне определенных политических издержек дома. Меня критиковали за то, что я якобы «продал» Украину. Конечно, этого не было. Но я выступил против бездумного национализма.

Мы поддерживали и поддерживаем контакты с Ельциным, с руководителями других союзных республик, но делаем это не за вашей спиной. Мы считаем, что можем сейчас пойти вам навстречу по кредитам, хотя и не в полной мере. Но нам необходимо иметь уверенность, что республики полностью понимают свою ответственность. Ведь у них сейчас имеются конкретные рычаги. Что касается продовольственной поддержки, то сейчас мы можем принять решение лишь о выделении сельскохозяйственного кредита в размере 1,5 млрд долларов, причем часть его предоставляется сейчас же, а часть – после 1 января. Мы надеемся, что это поможет вам пройти период, в ходе которого окончательно определятся отношения между центром и республиками.

Источник: «Буду откровенен, Михаил…» // Огонек. 2010. № 11 (5120). 22 марта. – http://kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=3c640d0b-63a9-45fb-8289-f20728bf7053&docsid=1337949

Последний компромиссный вариант Союзного договора был опубликован в газетах 27 ноября 1991 года. Горбачев и Ельцин сообщили прессе, что не мыслят Союза без Украины. Однако 1 декабря 1991 года на референдуме 90,3% голосовавшего населения высказалось за независимость Украины, Л. М. Кравчук был избран президентом республики. Россия признала независимость Украины. 5 декабря Верховный Совет Украины признал, что Договор об образовании СССР 1922 года утратил юридическую силу. Таким образом новый Союзный договор потерял политическую актуальность.

Нужно было что-то предпринимать, убедить президента Кравчука сохранить отношения суверенной Украины с другими республиками в рамках Союза. Ельцин был отчаянным сторонником этой идеи. Эту задачу лидеры России, Украины и Белоруссии решали, собравшись 8 декабря 1991 года под Минском, в Беловежской Пуще.

Им удалось найти корректную правовую форму плавного перехода бывших союзных республик в новое качество – Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта конструкция позволила уберечь миллионы людей от зловещих и непредсказуемых форм распада с катастрофическими последствиями, от войн на территории ядерной державы.

Подписанное президентом России Б. Н. Ельциным, президентом Украины Л. М. Кравчуком и председателем Верховного Совета Беларуси С. С. Шушкевичем Соглашение о создании СНГ практически моментально и единодушно поддержали и ратифицировали парламенты 11 республик: в Белоруссии и Украине оно вступило в силу уже 10 декабря, Верховный Совет РСФСР ратифицировал его 12 декабря, а 21 декабря 1991 года в Алма-Ате СНГ приобрело еще восемь членов. Это опровергает бытующие наивные представления о том, будто воля нескольких политиков в одночасье смогла разрушить гигантскую страну в ее неуязвимом величии.

Подробнее. Соглашение о создании СНГ:

СОГЛАШЕНИЕ
О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.

Основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между Высокими Договаривающимися Сторонами, стремясь построить демократические правовые государства, намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права, считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности, подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов, договорились о нижеследующем:

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

Статья 2

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Статья 3

Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.

Статья 4

Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.

Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.

Статья 5

Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества.

Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

Статья 6

Государства – члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.

Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.

Государства – члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.

Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.

Статья 7

Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:

– координация внешнеполитической деятельности;

– сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;

– сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

– сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

– вопросы миграционной политики;

– борьба с организованной преступностью.

Статья 8

Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.

Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.

Статья 9

Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими органами, а при необходимости – на уровне глав правительств и государств.

Статья 10

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год.

Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 11

С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.

Статья 12

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Статья 13

Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения всех государств – членов бывшего Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.

Статья 14

Официальным местом пребывания координирующих органов содружества является город Минск.

Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств – членов Содружества прекращается.

Совершено в г. Минске 8 декабря 1991 года в трех экземплярах каждый на белорусском, русском и украинском языках, причем три текста имеют одинаковую силу.

За Республику Беларусь
С. ШУШКЕВИЧ
В. КЕБИЧ
За РСФСР
Б. ЕЛЬЦИН
Г. БУРБУЛИС
За Украину
Л. КРАВЧУК
В. ФОКИН

8 декабря 1991 года
г. Минск

Источник: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 51, ст. 1798.

Основной урок, который современная Россия может извлечь из ситуации осени – декабря 1991 года, заключается в том, что в истории страны и конкретных людей бывают моменты, когда задача состоит не только в том, чтобы понять, что надо делать, но и в том, чтобы решительно и своевременно сделать то, что нельзя не делать. Политики, принявшие на себя ответственность за юридическое и политическое оформление уже случившегося распада СССР, это понимали.

Еще одна опасная развилка встала перед участниками переговоров в Беловежской Пуще:

  • ставить или нет вопрос о пересмотре границ между государствами, провозгласившими себя независимыми?

Какое решение приняли бы Вы??

Б. Н. Ельцин и Л. М. Кравчук обсуждали возможности вывести вопрос о Крыме за рамки договоренностей, вернуться к нему позже. Для украинского руководства такое решение было неприемлемо. Кравчук, только что выигравший президентские выборы, не мог обсуждать вопросы территориальной целостности Украины.

Печальный опыт Югославии красноречиво говорил о том, что пересмотр даже неразумных границ ведет к войне. Участники переговоров сознавали и то, что сохранение неясно устроенных границ между республиками, изменявшихся иногда по прихоти одного человека, создаст серьезные проблемы, сделает миллионы российских граждан представителями национальных меньшинств в странах, где они живут десятилетиями. Это станет и для них, и для России серьезной и долгосрочной проблемой. Однако гражданская война по югославскому сценарию в стране, обладающей ядерным оружием, стоила бы и России, и миру дороже.

Суть компромисса, не прописанного явно на бумаге, но в целом реализованного, была проста: Россия не предъявляет территориальных претензий, признает существующие границы бывших союзных республик, не поднимает вопросы ни о Северном Казахстане, ни о Восточной Украине, но партнеры передадут России находящееся на их территории ядерное оружие. 30 декабря было подписано соглашение по стратегическим силам, где были зафиксированы обязательства государств-участников содействовать ликвидации ядерного оружия на Украине, в Белоруссии и Казахстане, установлено, что к 1 июля 1992 года они обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектования под совместным контролем. Не сразу, с дополнительными усилиями и с помощью США, не заинтересованных в возникновении новых ядерных государств, к осени 1996 года компромисс был реализован

Подробнее. Ядерное наследие СССР и территориальные притязания:

Наиболее серьезными были не проблемы связанные со стратегическим ядерным вооружением. Оно эффективно контролировалось из Москвы. По оценкам советских военных экспертов, которых запрашивало российское правительство, для овладения новыми независимыми государствами возможностями его применения потребовалось бы немало лет.

Сложнее была ситуация с тактическими ядерными зарядами. Решение о применении некоторых из них технически могли принимать командующие округами. Если говорить точнее, они имели возможность применять по своему решению ядерные снаряды и мины. Использование тактических ракет технически контролировалось Москвой. Но и это в условиях краха территориально интегрированной империи было угрозой цивилизации. Что означают риски вооруженного конфликта между ядерными постсоветскими государствами, участники процесса принятия решений понимали.

Угроза того, что развитие событий на постсоветском пространстве пойдет по югославскому сценарию, была реальной. 26 августа 1991 г. пресс-секретарь президента РСФСР П. Вощанов предупредил о возможности пересмотра границ России и тех республик (исключая Литву, Латвию, Эстонию), которые не подпишут Союзный договор. Заявление предполагало претензии на Северный Казахстан, Крым и часть Левобережной Украины. Слова П. Вощанова вызвали у руководителей Казахстана и Украины крайне болезненную реакцию: они восприняли его как шантаж. Мэр Москвы Г. Попов 27 и 28 августа 1991 г. предъявил Украине еще более широкие территориальные претензии. Они распространялись не только на Крым и часть Левобережья, но и на Одесскую область и Приднестровье.

…Ядерное оружие, задававшее границы возможных действий во время холодной войны, оказалось сдерживающим фактором и во время распада СССР. Руководство государств, обретающих независимость на постсоветском пространстве, оказалось достаточно зрелым, чтобы понять: когда речь заходит о границах, как бы ни были они условны и несправедливы, речь идет о войне.

Договоренности, достигнутые в Белоруссии 8 декабря и подтвержденные 21 декабря в Алма-Ате, открыли дорогу подписанию соглашения по стратегическим силам (30 декабря 1991 г.). В нем были зафиксированы обязательства государств-участников содействовать ликвидации ядерного оружия на Украине, в Белоруссии и Казахстане, установлено, что к 1 июля 1992 г. эти республики обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектования под совместным контролем, оговорено, что стороны не видят препятствий перемещению ядерного оружия с территории республик Беларусь, республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР.

Тактическое ядерное оружие, стоявшее на вооружении украинских ВС, было выведено в Россию к 6 мая 1992 г. Стратегическое вооружение Украина готова была передать России после получения компенсаций и гарантии безопасности со стороны США и России. Соответствующее соглашение было подписано 14 января 1994 г. в Москве. 3 февраля парламент Украины его ратифицировал. Вывод ядерного оружия из Украины в Россию и уничтожение пусковых шахт были завершены к 1 июня 1996 г.

Парламент Казахстана 2 июля 1992 г. принял решение о ратификации Договора СНВ 1 13 декабря 1993 г. Казахстан присоединился к договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. За этот период были выведены в Россию ядерные боеголовки и взорваны пусковые шахты на территории Казахстана.

В Республике Беларусь вывод ядерных вооружений был начат в 1992 г., к концу года в Россию была переправлена подавляющая часть ядерных вооружений. 4 февраля 1993 г. Верховный Совет Беларуси ратифицировал Договор СНВ 1. Официально вывод ядерных боеголовок из Беларуси в Россию был завершен 23 ноября 1996 г.

Источник: Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РОССПЭН, 2006. С. 423, 425–426.

Подробнее. Белоруссия без компенсаций отказалась от ядерного оружия:

С. С. Шушкевич, председатель Верховного Совета Беларуси с сентября 1991 по конец января 1994 года:

«Процесс распада ядерного монстра – СССР продолжался, а правила не были прописаны, их просто не было. Придерживаться старой Конституции и позиции Договора об образовании СССР было неуместно, хотя бы потому, что это были устаревшие идеологизированные позиции. И даже если в Вискулях мы составили не лучшие правила, все равно стало лучше, чем вовсе без них.

Сразу после подписания Беловежских соглашений я заявил, что Беларусь без предварительных условий и компенсаций выведет со своей территории ядерное оружие – стратегическое и тактическое. Оружием, которое тогда располагалось на нашей территории (81 межконтинентальная баллистическая ракета с ядерными боеголовками, из них 9 – с самыми современными монобоеголовками, множество тактического ядерного оружия), можно было стереть с лица земли всё живое в Европе.

Я и сегодня горжусь этим своим решением. Но за него на меня ополчился весь Верховный Совет: „Это же баснословный капитал, должна быть компенсация!“ У меня был только один аргумент. Я все-таки физик, хотя и не профессионал-ядерщик, но 20 лет заведовал кафедрой ядерной физики в университете. Я хорошо понимал, что находится на поверхности моей Беларуси. Кроме того, когда-то я изучал тактику, как старший лейтенант запаса, и твердо усвоил, что первый превентивный удар в случае конфликта наносится по скоплениям средств связи и по наиболее опасному оружию – ядерному. То есть Беларусь могла стать первой целью для ядерного удара.

К счастью, будучи на посту спикера, я подписал все соглашения по вопросу вывода ядерного оружия из Беларуси, а в апреле 1992 года правительство официально добровольно отказалось от него. В феврале 1993 года Верховный Совет принял решение о присоединении Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия. К началу 1996 года из страны вывели последнюю стратегическую ракету.

Кроме того, я полагал, что мы не имели морального права претендовать на ядерное оружие, потому что это – достижение России, ее ядерный щит, и пусть она обороняется. А нам обороняться не надо, на нас никто нападать не собирается. Я считал морально недостойным получать компенсацию за оружие уничтожения, иное дело – за последствия Чернобыльской аварии.

Я по-прежнему оцениваю отказ Беларуси иметь ядерное оружие крайне положительно. А Александр Лукашенко об этом сожалеет, считает ошибкой. Страшно предположить, что было бы, если бы ядерное оружие попало в его руки! Кстати, после ракетно-ядерных демаршей Северной Кореи в 2006 году многие сразу вспомнили об этом моем решении».

Источник: Представьте, что Лукашенко досталось ядерное оружие. Интервью с. С. Шушкевичем. – www.ru-90.ru

***

Принципиально вопрос о денонсации Союзного договора был решен в узком кругу, где присутствовали главы России, Украины и Белоруссии, их премьеры и главы министерств иностранных дел, российский госсекретарь. Важно, что им удалось найти нужную формулировку, внесенную в Соглашение о создании СНГ: «СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». «Прекратил» им казалось оскорбительным, получалось бы, что они свергают президента СССР. С новой формулировкой главы трех государств позволяли ему поступить так, как он считает нужным, но действовали так, чтобы он поступил правильно. И он поступил…

25 декабря 1991 года президент СССР сложил с себя полномочия. Выступая по телевидению с заявлением, М. С. Горбачев сказал: «В силу сложившейся ситуации с образованием независимых государств я прекращаю свою деятельность на посту президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твердо выступаю за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно я за сохранение государства, целостности страны».

Подробнее. Почему рухнул Советский Союз?:

В течение нескольких лет произошло крушение коммунистического режима. Советский Союз обанкротился в финансовом отношении и прекратил существование как единое государство. Получили независимость 15 союзных республик.

Почему это произошло? Прежде всего по причинам экономическим. После открытия и освоения нефтяных месторождений в Западной Сибири, окончания строительства магистральных газопроводов в Европу у СССР появился новый дешевый источник доходов – доходы от экспорта нефти и газа. Его высокая доходность сглаживала проблемы собственной экономики: неспособность сельского хозяйства обеспечить города продовольствием, низкая производительность труда, отсутствие стимулов к повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и внедрению достижений научно-технического прогресса. Высокие доходы позволяли не только решать текущие социальные задачи, но и предпринимать авантюрные внешнеполитические акции, например вторжение в Афганистан в декабре 1979 года.

Благодаря доходам от продажи нефти СССР мог покрывать недостаток продовольствия, закупая за рубежом огромные объемы зерна и мяса, и импортировать высокотехнологичное оборудование, которое не производилось в стране. Эти доходы шли на милитаризацию страны, на прокорм военно-промышленного комплекса и огромной армии. На эти деньги можно было покупать любовь зарубежных союзников, дотировать страны СЭВ, Кубу, Вьетнам. Можно было оплачивать и лояльность определенных «групп интересов» внутри страны: военных, оборонщиков, аграриев. Не отказываясь от провальной колхозно-совхозной системы, можно было подкармливать ее, доплачивая за каждый килограмм проданного колхозами государству мяса и зерна. Но жизнь на нефтяные доходы означала, что СССР к началу 1980-х годов оказался глубоко интегрированным в мировую экономику, его будущее попало в зависимость от цен на нефть.

Иногда высказывается мнение, что СССР погубила гонка вооружений. Это не совсем верно. Хотя точно подсчитать уровень военных расходов трудно (данные были засекречены), но ясно, что они были огромны. Ведь СССР поддерживал военный паритет не только с США, но и с их союзниками. Да еще держал 40 дивизий на границе с Китаем.

ЦРУ в докладе Конгрессу США, проанализировав производство танков в СССР, записало, что ничем иным, кроме как намерением развязать войну в Европе, такие объемы объяснить невозможно. Но из документов того времени известно, что подобных планов ни у Л. И. Брежнева, ни у Ю. В. Андропова, ни тем более у М. С. Горбачева не было. Зачем же страна, имевшая экономику объемом в 4 раза меньше, чем у США, тратила такие огромные средства на армию и флот? Разумным объяснениям это не поддается. Видимо, считалось: чем больше оружия, тем лучше.

Военные расходы лежали непосильным бременем на экономике страны. Но проблема СССР как до, так и в период перестройки состояла в том, что бюджетные средства, остававшиеся на развитие гражданских отраслей, не удавалось инвестировать с должной эффективностью. Столкнувшись с продовольственной проблемой в начале 1960-х годов, Советское правительство бросило огромные средства на мелиорацию, строительство в колхозах бетонных коровников и многоэтажных домов без туалетов. Но так как у колхозников отсутствовали стимулы к труду и заинтересованность в эффективности хозяйств, труд оказывался напрасным, материальные ресурсы закапывались в землю.

То же самое происходило и в промышленности. Несмотря на огромные бюджетные вливания в машиностроение, в развитие радиоэлектроники, новая продукция советских предприятий по техническим характеристикам сильно уступала зарубежным аналогам. Это касалось не только бытовой техники, автомобилей, ширпотреба, но и станков, судов, железнодорожного и авиационного транспорта. Экспортировать такую продукцию удавалось только развивающимся странам и партнерам по СЭВ, да и то с огромными трудностями. В годы «перестройки» из-за половинчатых и непоследовательных реформ ситуация с качеством продукции не улучшилась.

Причинами банкротства СССР стали не личные качества Горбачева и не консерватизм партноменклатуры. Они глубже. Это крайняя степень неэффективности сформировавшейся еще в 1920-х годах советской экономической и политической системы. Это индустриализация страны за счет ограбления и закрепощения крестьянства и как следствие превращение СССР в крупнейшего в мире импортера продовольствия. Это неподъемные для страны расходы на гонку вооружений и поддержку союзников – революционеров по всему миру. И самое главное – это включение СССР в мировой рынок в качестве поставщика сырья. Без нефтяных доходов его политическая и экономическая системы уже не могли существовать. Резкое падение цен на нефть, последовавший валютно-финансовый кризис разрушили СССР и всю коммунистическую систему.

Судьба СССР оказалась предопределена, когда стало ясно, что у союзного центра нет решимости отказаться от обанкротившейся социально-политической системы, пойти на радикальные рыночные реформы, на непопулярные меры финансовой стабилизации, по существу – на смену общественного строя. СССР разрушили не М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин и С. С. Шушкевич, а экономический кризис, показавший народу на примере всеобщего дефицита порочность социалистической системы хозяйствования. Надо было сокращать инвестиции, либерализовать цены, переходить к частной собственности на средства производства, которая только и может создавать стимулы для эффективных инвестиций. Все эти меры создавали угрозу не только для Горбачева, но и для всего режима. В то же время отказ от рыночных реформ делал крах режима неизбежным.

В распаде СССР сыграла свою роль и убежденность национальных элит в том, что независимым республикам справиться с кризисом социально-экономической системы будет легче. В общественном сознании укрепилась идея суверенитета как средства разрешения экономических проблем и межнациональных конфликтов. В одних республиках ее подхватили партийные чиновники республиканских компартий. В других – выборы на альтернативной основе привели к власти национально-демократические и националистические партии. Началась «война законов»: стремившиеся к самоопределению республики игнорировали законы, принятые Верховным Советом СССР.

Противопоставить этой стихии распада М. С. Горбачеву и его окружению было нечего. СССР потерпел крах.

Источник: Безбородов А.Б., Елисеева Н.В., Шестаков В. А. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. СПб.: Норма, 2010. С. 165–167.