4.2 Массовая бесплатная приватизация
Перед правительством стояла задача ввести незаконную и неуправляемую приватизацию в законные рамки. При этом провести можно было только такую приватизацию, которая вписывалась в существовавший расклад политических сил, отвечала балансу интересов разных социальных групп. Не издавать указы и постановления, которые верны по существу, но не будут исполняться, а принять реализуемую концепцию приватизации, не упуская при этом главной цели – формирования в России института частной собственности. И это в условиях, когда административный ресурс принуждения к исполнению принятых органами федеральной власти нормативных актов был близок к нулю.
Важнейшая развилка того времени:
Что предпочли бы Вы? |
Схема бесплатной ваучерной приватизации, предложенная
Когда в процессе бесплатной приватизации предприятия переходят в руки мелких акционеров и инсайдеров – работников предприятия, краткосрочные цели деятельности предприятия оказываются важнее долгосрочных.
Поэтому приватизация за деньги имела неоспоримые экономические преимущества. Она не только позволяла быстрее передать предприятия в руки эффективных собственников, но и помогала сократить дефицит госбюджета. Вырученные средства могли пойти на выплату задолженности по зарплате бюджетникам, на помощь социально незащищенным людям. Предоставление иностранным инвесторам права участвовать в приватизации за деньги позволяло привлекать западные высокие технологии, столь необходимые для повышения конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
Но уже весной 1992 года стало понятно, что в тех конкретных исторических условиях денежные схемы приватизации не вписываются в политическое окно возможностей. Стремление реформаторов, пришедших к власти после крушения коммунистического режима, к быстрой массовой приватизации было связано с желанием достичь точки невозврата к социализму. Возникла невиданная ранее в истории проблема: как приватизировать «сразу все»?
В СССР в начале переходного периода от социализма к капитализму государству формально принадлежало примерно 250 тыс. предприятий, или более 90%. Огромное число предприятий требовало типовых стандартных процедур приватизации. Для блокирования интенсивной нелегальной приватизации нужны были высокие темпы легальной приватизации.
Массовый характер предстоявшей приватизации накладывал на нее политические ограничения: реализована могла быть только такая программа, которая отвечала народным представлениям о «справедливой» приватизации. Для большинства жителей прибалтийских республик справедливость заключалась в реституции прав собственности. В России она понималась иначе – «отнять и разделить», только теперь уже не у буржуа, как в 1917 году, а у коммунистической номенклатуры. Именно поэтому такой популярностью пользовалась идея бесплатной приватизации. Граждане расходились в частностях: между кем и как делить? Только между работниками предприятий или между всеми? Было ясно, что каждый участник приватизации (рабочие, администрация, местная власть) захочет извлечь в ходе массовой бесплатной приватизации выгоду для себя.
Возможная цена продажи приватизируемого имущества зависит не столько от принятой модели приватизации, сколько от общей экономической и политической ситуации в стране, от хода других экономических и политических реформ, от уверенности граждан в будущем, от их доверия к власти, к ее решимости последовательно проводить преобразования. В ходе приватизации цену надо было устанавливать, исходя из платежеспособного спроса и, что особенно важно, из того, как быстро следует приватизировать объект. Быстрая массовая приватизации, которая могла вписаться в окно возможностей, вынуждала продавать дешево. Но у населения и при низких ценах на акции предприятий не было денег в объемах, сопоставимых с совокупной стоимостью всей государственной собственности в стране. А иностранные инвесторы доверия к российской власти не испытывали и заинтересованности в приобретении российских предприятий не проявляли.
Принцип бесплатного раздела государственной собственности между всеми россиянами был заложен и принятый в июле 1991 года Верховным Советом РСФСР Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Российский парламент, избранный на первых свободных альтернативных выборах, отражал настроения электората. Лозунг бесплатной приватизации пользовался популярностью среди его демократических фракций. Его поддерживали также фракции коммунистов и промышленников, надеясь продолжить номенклатурную приватизацию законным путем – манипулируя акциями членов трудовых коллективов.
Поэтому историческая развилка выглядела так: или бесплатная приватизация, или не будет никакой. В этой логике и строилась большая приватизация – начавшееся с осени 1992 года массовое преобразование средних и крупных государственных предприятий в акционерные общества и продажа их акций в частную собственность за специальное средство платежа.
«В 1987 году, когда Виталий Найшуль изложил на нашем семинаре в Репине концепцию ваучерной приватизации, мы с Егором Гайдаром разгромили ее до основания. Еще бы: слишком простая схема для сверхсложной задачи. Неизбежно будут миллионы обиженных и недовольных. Нет понимания разницы между химической промышленностью, макаронной фабрикой и сельским хозяйством, не учитывается их состояние. В общем, всё – кони, люди – смешано в кучу, налицо грубость и очевидная примитивность подхода и как неизбежное следствие самое ужасное для нашего народа – несправедливость.
Мы были горячими оппонентами ваучерной приватизации и сторонниками более разумной, справедливой и последовательной денежной приватизации. Собственно, с этого мы и начали: в начале 1992 года запустили ее в розничной торговле, применительно к магазинам. Только на этом маленьком кусочке госсобственности тогда и можно было реализовать денежную схему.
Но уже весной 1992 года стало понятно, что в тех конкретных условиях денежные схемы, пусть объективные и справедливые, просто не впишутся в реальный расклад
«Предприятие стоит столько, сколько за него готовы заплатить потенциальные покупатели в конкретный исторический момент. Это – главная проблема, которую у нас многие не понимают до сих пор. Одно и то же предприятие в 1992, 1995 и 1997 году могло стоить совсем разные деньги. Потому что инвесторов ожидали совсем разные риски, все зависело от конкретной экономической и политической ситуации.
Предприятие стоит столько, сколько за него готовы платить – это правило работает вне зависимости от того, чем платят – деньгами или чеками. Однако в чем было преимущество чеков?
Странно, что таких очевидных вещей не видят нынешние политики, которые продолжают утверждать, что денежная приватизация в той ситуации была бы гораздо лучше ваучерной».
Приватизация и рынок
Плохое управление государственными предприятиями, дезорганизация, изношенность оборудования и избыток рабочей силы вели к тому, что многие предприятия явно недооценивались, но лишь некоторые специалисты понимали это. И уж совсем немногие понимали значение крупных финансовых потоков, мигрировавших со счета на счет, поскольку марксизм оставил в наследство фетишизацию собственности и явную недооценку роли финансов.
…Многие преувеличивали важность приватизации и недооценивали значение рынка, не понимая, сколь ограничены формальные права собственности без либерализации рынка. Ни одна из социалистических стран не допускала развития рынка капитала. Если не существовало рынков, не существовало и рыночных цен на активы. Их отсутствие заставляло использовать в качестве действующих ценовых параметров балансовые цены или исторические издержки, хотя последние были далеки как от реальных издержек, так и от реальных рыночных цен. Не существовало ни правил, ни институтов для продажи собственности или предприятий. (…) При громадном предложении собственности и нехватке средств на ее покупку собственность неминуемо должна была быть продана дешево, принося дополнительную выгоду тем, кто столь удачно в нужное время оказался при деньгах. Приватизация крупных предприятий являлась предварительным условием развития настоящего рынка капитала и более рационального размещения капитала.
Не многие питали иллюзии об эффективной структуре собственности на ранних этапах реформ. Более широкая экономическая задача, чем реструктуризация предприятий, заключалось в том, чтобы облегчить уход с рынка устаревших предприятий и выход на рынок новых фирм, то есть стимулировать процесс, который Йозеф Шумпетер называл созидательным разрушением. Подобное разрушение могло принимать много форм, но не могло произойти без жестких бюджетных ограничений и проведения процедуры банкротства как окончательного вердикта о судьбе предприятия. В дальнейшем крайне мало компаний были признаны банкротами, но многие были вынуждены продавать неиспользуемые активы, создавая тем самым рынок активов и закладывая основу новых предприятий.
Предстояло выбрать средство платежа:
Какой вариант выбрали бы Вы? |
3 июля 1991 года вместе с Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» Верховный Совет принял и Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». В соответствии с ним каждому гражданину страны в Сбербанке должен быть открыт именной приватизационный счет (вклад), который нельзя было ни передать, ни продать. Оборот акций, приобретаемых за счет приватизационного вклада, был ограничен. Такая конструкция лишала эти именные банковские вклады и акции важнейшего для приватизации качества – ликвидности. Тем самым рушились надежды на зарождение в стране фондового рынка, на выявление эффективных частных собственников.
Кроме того, схема счетов (вкладов) обрекала граждан на большие неудобства. Каждому жителю и большого города, и глухой деревни предстояло не только открыть специальный счет в банке, но и многократно делать переводы для приобретения пакетов акций тех или иных приватизируемых предприятий. Эта схема была трудно реализуема организационно, могла привести к техническому коллапсу, который способен был заблокировать весь процесс приватизации. Неудивительно, что руководители Сбербанка не хотели заниматься таким рискованным проектом.
Поэтому Указом Президента РФ от 14 августа 1992 года были введены приватизационные чеки (названные журналистами ваучерами), предназначенные для выкупа акций приватизируемых предприятий. Каждый гражданин России получил право на один приватизационный чек равной номинальной стоимости в размере 10 тыс. рублей. Чеки были в обращении с 1 октября 1992 года по 1 июля 1994 года.
То, кто не хотел инвестировать свою долю госсобственности в акции, мог продать приватизационные чеки на рынке. Свободно обращаясь, чеки создали не только спрос на акции приватизируемых предприятий, но и заложили основу для становления институтов фондового рынка. Ваучеры стали котироваться на биржах, дав серьезный импульс их развитию. Курс ваучера отслеживался населением вместе с курсом доллара. Появилась возможность концентрации капитала, возникли инвестиционные фонды, появились тысячи профессионалов фондового рынка. Этот рынок стал самым развитым на всем пространстве СНГ.
Принятые в последнее время указы президента России резко увеличивают объем вовлекаемых в ваучерную приватизацию активов. Теперь сюда включена земля под приватизируемыми предприятиями, до 80% расширена доля продаваемых за ваучеры фондов. Кроме того, в результате переоценки цена фондов многократно увеличена. В среднем по России расчетная рыночная котировка ваучера с учетом вновь открывшихся обстоятельств составит около 1600–1700 рублей.
Ликвидность приобретенных за ваучеры акций тех или иных предприятий – это возможность быстро такую акцию продать. Высокая ликвидность важна для всех инвесторов, а особенно для тех, кто занимается фондовыми операциями: игрой на повышение (приобретением акций с целью их последующей перепродажи) и аквизицией (скупкой контрольного пакета для его дробления и выгодной продажи по частям).
Ясно, что в различных отраслях уровень ликвидности неодинаков: при прочих равных он выше там, где в расчете на инвестируемый ваучер приходится больше фондов, причем в их реальной экономической оценке. Иными словами, на инвестированный в эти отрасли ваучер может быть получена большая по номиналу сумма акций, что на первых порах и будет означать большую ликвидность.
Последнее особенно важно. Обозначенная на ваучере сумма в 10 тыс. рублей сегодня вряд ли может
Расчеты показывают, что «наполнение» государственной собственностью одного направляемого в производство чека (после переоценки фондов и с учетом их износа) возрастет в среднем в 15–16 раз. При этом больше всего подорожают вложения в транспорт, торговлю, пищевую промышленность, связь и промышленность стройматериалов. В наименьшей степени окажутся обеспеченными фондами ваучеры, инвестированные в нефтепереработку, машиностроение, черную металлургию.
При этом эксперты отмечают, что сама по себе «обеспеченность» ваучера бывшей государственной собственностью вряд ли сможет оказать непосредственное влияние на курс ваучера, также как, например, обеспеченность рубля «всем достоянием Союза ССР» мало сказывалась на его курсе по отношению к доллару.
Чеки продаются на биржах в рекордных количествах
Никогда еще на фондовых биржах ценные бумаги не продавались в таких количествах, какое было зафиксировано на прошлой неделе. Курс приватизационного чека, по крайней мере, на время вышел из «штопора» и в течение всей недели устойчиво поднимался.
Вчера (20 ноября 1992 года. – ред.) на фондовых биржах объемы торговли приватизационными чеками незначительно сократились по сравнению с четвергом (19 ноября), когда на биржах в Москве и
Бизнес оказался прибыльным, к нему обратилось большое количество коммерческих структур, и уже с прошлой недели масштабные закупки ваучеров за наличный расчет подтолкнули курс ваучера вверх. Рост его курса (в среднем до 4,7 тыс. рублей за наличный и до 6 тыс. рублей за безналичный расчет) наблюдался на фоне увеличения объема продаж чеков, который вчера превысил отметку 10 тыс. штук.
Для тех, кто забыл правила, напомним. Правительство оценило национальное достояние страны – активы всех госпредприятий – в 4 трлн рублей (тех еще, с Лениным). Из них 1,5 трлн рублей (35% достояния) предназначались к бесплатной раздаче 150 млн человек населения РФ, на каждого- 10 тыс. рублей одной бумажкой. Ее можно было: продать; обменять на акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) и затем получать от него ежегодный дивиденд; самостоятельно обменять на акции
На практике все было сложнее. Предприятия всячески усложняли проведение чековых аукционов, затягивали собственную приватизацию, чтобы к 31 декабря 1993 года, дню, когда ваучер заканчивал свое хождение (позже он был отодвинут на 1 июля 1994 года), заявить о неготовности к чековым аукционам, а также ограничивали круг ваучеровладельцев, которые могут купить акции.
Разобраться во всем этом мог лишь специалист, для которого
Специалисты были трех типов. Первые («спекулянты») занимались игрой на ваучерах: покупали дешевле, продавали дороже, а в приватизацию не играли. Вторые («управляющие») организовывали ЧИФы, меняли ваучеры на свои «ценные бумаги», ваучеры вкладывали в акции и потом продавали эти акции тому, кто готов был за них платить деньги. Деньги эти редко раздавались дивидендами акционерам – специалисты их банально уворовывали. Наконец, третий класс специалистов («инвесторы») скупали ваучеры за свои и чужие деньги мешками, а потом в ходе чековых аукционов меняли на акции- но уже для себя.
Ваучер выполнил роль заменителя денег (которых у большинства населения просто не было) и обеспечил более или менее равномерный доступ к собственности. Ваучеры дали начало процессу концентрации капитала, столь необходимого стране. Опыт показывает, что у любого предприятия должен быть хозяин контрольного пакета акций. Мелкие акционеры играют важную роль при увеличении размера капитала компании и обеспечении ее прозрачности. Но стратегию развития определяют именно владельцы контрольного пакета. России были нужны крупные собственники крупных предприятий, иначе о повышении эффективности инвестиций можно было забыть.
Еще одна развилка при подготовке к массовой приватизации заключалась в выборе:
Что предпочли бы Вы? |
В одних постсоциалистических странах льготы работникам предоставлялись, в других нет. В России было популярно требование проводить приватизацию в пользу трудовых коллективов. За этим требованием стояли не столько рабочие, сколько директора предприятий, видевшие в этом широкие возможности провести приватизацию в свою пользу. Их поддерживал полевевший Верховный Совет. Но без поддержки директорских фракций и их сторонников в промышленных министерствах провести приватизацию было нереально.
Политические противники
Выбор вариантов льгот определялся стремлением сбалансировать интересы различных социальных групп, утихомирить потенциально взрывные социальные группы – от директоров до членов трудовых коллективов и пенсионеров. Был достигнут баланс компромиссов, который легитимизировал права на собственность всех заинтересованных слоев: первый вариант был более или менее сбалансирован, второй отдавал предпочтение трудовым коллективам и отчасти – директорам, третий был целиком директорский, но оказался обложен такими ограничениями, что директора практически им не воспользовались.
Если приватизация проводилась по предложению трудового коллектива, то применялся один из трех вариантов льгот его членам:
первый – всем членам трудового коллектива безвозмездно передавались привилегированные акции на 25% уставного капитала, но в сумме не более 20 МРОТ на одного; обыкновенные акции до 10% уставного капитала, но в сумме не более 6 МРОТ на одного, продавались по закрытой подписке со скидкой 30% от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех лет. Директору, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру предоставлялось право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах 5% уставного капитала, но не более 2000 МРОТ на каждого;
второй – всем членам трудового коллектива предоставлялось право приобретения обыкновенных акций суммарно до 51% величины уставного капитала. Цена акций была установлена Госкомимуществом в размере 170% номинальной стоимости. Комитеты по управлению государственным имуществом с согласия трудового коллектива могли разрешить участвовать в закрытой подписке на акции работникам предприятий, входивших в единый технологический комплекс с приватизируемым предприятием;
третий – группе работников предприятия предоставлялось право на приобретение обыкновенных акций в сумме до 20% уставного капитала при условии, что она берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия и недопущение его банкротства, а также получает согласие трудового коллектива на заключение соответствующего договора, срок действия которого не более одного года (без права продления). Эта группа приобретала акции по истечении срока договора. На период его действия ей передавалось право на голосование 20% акций, принадлежавших фонду имущества. Если группа не выполняла условия договора, право на опцион утрачивалось и акции поступали в продажу. Члены группы несли материальную ответственность имуществом, принадлежавшим им на праве частной собственности и вносимым в виде залога на сумму не менее 200 МРОТ в расчете на каждого члена группы. При этом всем работникам предприятия (включая членов группы) продавались по закрытой подписке обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму не более 20 МРОТ в расчете на одного работника, со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на три года. Третий вариант мог применяться только на предприятиях с численностью более 200 работников и балансовой стоимостью основных фондов от 1 до 50 млн рублей.
Во всех трех вариантах 10% средств, поступивших от продажи акций приватизируемого предприятия (за исключением акций, проданных членам трудового коллектива), зачислялось на личные лицевые счета приватизации его работников.
Решение о выборе второго или третьего варианта предоставления льгот принималось общим собранием членов трудового коллектива либо удостоверялось их подписными листами и считалось принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 общего числа работников. Если такого решения не было, льготы предоставлялись в соответствии с первым вариантом.
С правами и льготами трудовым коллективам была связана еще одна развилка:
Какой вариант выбрали бы Вы? |
Задача состояла в том, чтобы в ходе приватизации не создать вместо советского кооперативный рыночный социализм. Такая опасность была реальной. Ведь в советском Законе «Об аренде» собственник – член трудового коллектива не обособлялся от предприятия. «Совладельцем» предприятия он мог быть, но только пока работал на нем. Такая правовая форма была даже хуже чем господство в компании мелких
Кооператор, чье право на доход определяется фактом работы на предприятии, не ощущает себя настоящим собственником. Он стремится полученный предприятием доход направить на увеличение окладов и расценок, а не на приобретение новых станков, которые окупятся лишь через несколько лет. То есть объективно не заинтересован в модернизации предприятий. Это касается и менеджеров
Россия благополучно свернула с тупикового пути. В ходе приватизации права собственности были отделены от статуса работника приватизируемого предприятия. После приватизации предприятия акционеры могли продавать акции без
В процессе массовой приватизации десятки тысяч предприятий были преобразованы в открытые акционерные общества часть, акций которых оставалась у государства. Не выкупленные членами трудовых коллективов акции фонды имущества реализовали на чековых аукционах. В итоге первый вариант предоставления льгот был применен при приватизации 24% предприятий, второй – 75, третий – 1%. То есть преобладал второй вариант. Предполагалось, что он обеспечит сохранение контрольного пакета акций у трудового коллектива и позволит администрации контролировать этот пакет. Но сторонние инвесторы быстро выкупали контрольный пакет у работников или бывших работников. Нередко делали это сами директора, причем – по минимальным ценам.
Сегодня никто не спорит, что приватизация была необходима, и реализация любого ее плана требовала не только расходов на организацию и разъяснительную работу, но и трансакционных затрат. Мнения расходятся по поводу того, как следовало проводить приватизацию. Чаще всего выделяют три концепции.
А. Концепция
Б. Югославский вариант рабочего самоуправления или без передачи титулов собственности (акций) работникам предприятий, или с передачей акций. Даже при раздаче титулов собственности всем членам трудовых коллективов при условии ограничения прав миноритарных акционеров в пользу менеджеров получается примерно одно и то же: реальная приватизация в пользу менеджеров, которые, даже если декларирована коллективная собственность, контролируют потоки доходов и расставляют людей. Фактически это реализация главных прав собственности, хотя бы на основании должностных полномочий.
В той или иной форме такая номенклатурная, или инсайдерская, приватизация началась в СССР после принятия Закона «О государственном предприятии» от 30 июня 1987 года, затем Закона «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года и Основ законодательства СССР об аренде (Закона СССР от 23 ноября 1989 года). Последний допускал аренду с выкупом, в том числе за счет прибыли предприятия, которая формально принадлежала государству до тех пор, пока предприятие не будет выкуплено. То есть это была приватизация задаром, в пользу управляющих предприятием и чиновников из министерств, особенно тех, которые могли посодействовать принятию благоприятных для будущих собственников решений в уполномоченных на то инстанциях. Предполагались и определенные привилегии для трудовых коллективов (отсюда слово «инсайдерская»).
В. Массовая приватизация с использованием приватизационных чеков (ваучеров). Летом 1991 года Верховный Совет РСФСР принял вариант именных приватизационных счетов (без права обмена), который зимой 1992 года команда
Попытаюсь оценить эти варианты, используя пять критериев, которые обычно предлагают исследователи.
Эффективность. В какие сроки частная собственность продемонстрирует свои преимущества перед государственной, то есть эффективность предприятий и экономики в целом окажется выше, чем прежде?
Бюджетные поступления от приватизации. За какие суммы будут проданы госпредприятия? Как это поправит финансы государства?
Трансакционные издержки. Какими будут расходы и потери от приватизации? Сколько времени потребуется для адаптации экономики к новым институтам?
Осуществимость в короткие сроки. Так как предстояло перевести в частную собственность не менее половины государственных активов, чтобы дать возможность работать рыночным механизмам, массовую приватизацию нужно было провести быстро. Или она могла не получиться вовсе.
Время легитимации. Насколько быстро большинство населения признает итоги приватизации и согласится с ними?
Пока мы говорим о планах приватизации, и нам еще неизвестно, что получится в итоге реализации каждого из вариантов. Буду рассуждать логически и выставлю субъективные вероятности, представив, как я мог бы оценить их 18 лет назад (табл.).
Таблица. Предварительная оценка вариантов приватизации
Критерии | Вариант А Штучная приватизация (case-by-case) | Вариант Б Инсайдерская приватизация (инсайдерская – менеджеры) | Вариант В Ваучерная приватизация (всем бесплатно |
---|---|---|---|
Эффективность – max | лучший | средний | худший |
Денежная выручка – max | лучший | худший | худший |
Трансакционные издержки – min | лучший | худший | средний |
Осуществимость в короткие сроки – min | худший | лучший | средний |
Время легитимации – min | лучший | худший | средний |
Вариант А (штучная приватизация, западная модель) имеет лучшие оценки по четырем критериям и худшую – по осуществимости в короткие сроки. Правда, есть опыт быстрой приватизации в Восточной Германии, проведенной Опекунским советом. Но нужно учесть, что продажи проводили специалисты из Западной Германии, инвесторы были оттуда же или из других западных стран, то есть они имели деньги. Требование продать подороже не выдвигалось. Напротив, можно было купить фабрику за 1 марку, но с условием будущих инвестиций в реструктуризацию при сохранении рабочих мест. А в Великобритании и Латинской Америке критерий осуществимости в короткие сроки вообще не выдвигался. Приватизация английской угольной промышленности продолжалась 11 лет.
Второй критерий в России реально не мог выдвигаться, потому что ни у кого не было денег. А предлагать государственные активы иностранцам без конкурентоспособного участия граждан страны было невозможно по политическим соображениям, в том числе
Вариант Б (инсайдерская приватизация) был легче всего осуществим. Более того, его реализация уже шла спонтанно, чему было достаточно свидетельств. В то время я интересовался народными предприятиями, приватизируемыми по методу ИСОП, и познакомился с опытом Московского вентиляторного завода. Там акции были розданы поровну всем членам трудового коллектива. Через два года контрольный пакет был консолидирован в руках немногих высших менеджеров, которые изначально реально контролировали финансовые потоки. Но эти люди не могли принести инвестиции. И легитимация такой приватизации была наиболее затруднительна. В стране уже кипели страсти по поводу чиновников, которые записывали на себя крупные пакеты акций за недокументированный интеллектуальный вклад, а также против зарвавшихся кооператоров. В связи с этим трансакционные издержки представлялись чрезмерно высокими.
Вариант В (ваучерная приватизация) в чистом виде был вообще неосуществим, поскольку его не поддержала бы ни одна социальная группа. Он мог опереться только на интересы широкой коалиции людей, не занятых на приватизируемых предприятиях. Но такая коалиция по природе своей не поддается организации, особенно в короткие сроки. Если же приватизационные чеки (ваучеры) сделать именными, закрепленными персонально за конкретными людьми без права передачи или продажи, то этот вариант гарантирует и самую низкую эффективность – инвестиций не привлечь. Уже одно это затруднит в будущем его легитимацию и будет вызывать немалые трансакционные издержки. Но все же, на мой взгляд, по этим двум критериям у варианта В были преимущества перед вариантом Б.
Отсюда можно сделать вывод: в чистом виде ни один из этих вариантов не годился для России.
Программа приватизации, предложенная командой
Правда, все декларации о «народном капитализме», о 40 млн акционеров и об эффективных собственниках, с которыми выступал Чубайс на первом этапе, оказались пропагандой. А реальная задача, которая выясняется из анализа плана и его реализации, ставилась так: провести приватизацию быстро и в условиях гражданского мира. Ради последнего выстраивался баланс интересов основных социальных групп – членов трудовых коллективов, директорского корпуса,
Можно сказать, что возможности, предложенные большинству граждан (членам трудовых коллективов и остальному населению), были призрачны. Чтобы добиться их реализации, нужны были колоссальные усилия, в том числе многочисленных активистов, например по реализации идей рабочего самоуправления на базе второй модели льгот. Эти усилия некому было предпринимать – не было таких активистов.
Данные популистские обещания изначально были обречены на невыполнение. Для экономики, для ее будущего развития это было хорошо, для будущей легитимации прав собственности новых владельцев – плохо. Но создавались условия для того, чтобы бывшие государственные активы попали в руки эффективных собственников (если не сразу, то после перераспределения через рыночные и иные механизмы), а также для достаточной концентрации активов, которая оправдала бы инвестиции.
Массовая бесплатная приватизация запустила процесс, который трудно было остановить. Ваучеры создали искусственный спрос. В ноябре–декабре того же года прошли первые чековые аукционы, началась «большая приватизация». Постепенно формировался рынок акций. Это заложило основу для дальнейшего перераспределения собственности рыночными методами, создало правовые предпосылки для денежной приватизации.
В начале ноября 1992 года увеличился объем продаж на приватизационных аукционах, проводимых местными фондами имущества. Сохранилась наметившаяся в конце октября тенденция к резкому увеличению итоговых цен при реализации приватизируемых объектов. Особенно заметным рост цен на объекты приватизируемой собственности был на Урале и в
Интересны наблюдения о составе инвесторов, вкладывающих свои деньги в объекты приватизируемой собственности. Покупатели на аукционах, по сообщениям наших корреспондентов, распадаются на две группы – трудовые коллективы предприятий и профессиональные приватизаторы. К числу последних относятся коммерческие структуры, избравшие своей специализацией скупку объектов, выставляемых на приватизационные аукционы. Ярким примером деятельности таких структур стали (…) приватизационные аукционы в Кемерово, где только одним совместным
В то же время «спекулятивная приватизация» (когда выставляемые на аукционы объекты покупаются для последующей перепродажи) пока не получила широкого распространения. Частично это объясняется ограниченностью маневра потенциальных спекулянтов, возникающей по причине жесткого регламентирования фондами имущества направления использования приватизируемых объектов. Более того, на этой неделе общей тенденцией было увеличение сроков, на которые фиксируется это регламентированное использование – в ряде случаев на аукционах в
Приватизации едва не была остановлена весной 1993 года в ходе обострения противостояния президента и Верховного Совета. Остроту столкновений несколько снизила поддержка населением Ельцина и его курса реформ на референдуме 25 апреля. Народ поддержал на референдуме курс реформ, но уже 1 мая демонстрации их противников закончились кровью. Они показали, насколько тяжелой оказалась экономическая, социальная и психологическая ломка для значительной части населения.
Парламент не намерен далее мириться с тем, что приватизационная политика вышла
Решение Верховного Совета было в немалой степени обусловлено желанием парламента перехватить инициативу в выработке политики приватизации и ее осуществлении у исполнительной власти, дезавуировать решения Госкомимущества. В связи с этим примечательна тактика, использованная парламентом: он обязал само правительство «рассмотреть и отменить все нормативные акты Госкомимущества, изданные в нарушение Государственной программы приватизации на 1992 год». По сути, самому правительству предлагается признать неправомочность чековых аукционов. Однако пока сам парламент формально не признал «ваучеризацию» незаконной. Это ставит в двусмысленное положение власти регионов, приостановившие чековые аукционы (например, Новосибирскую область): местное руководство возлагало особые надежды на то, что парламент официально заявит о неправомочности аукционов.
Когда Верховный Совет принял документы, направленные на остановку приватизации, поднялся вал массового общественного протеста. Директора госпредприятий, руководители акционерных обществ, главы местных администраций, чековых инвестиционных фондов, местные Советы и просто рядовые граждане резко прореагировали на решение парламента. Отреагировал и рынок – упал курс приватизационного чека. Это означало, что чек стал частью рынка ценных бумаг, который и должен реагировать на политические изменения. Несмотря на то, что вся мощь парламента была обрушена на приватизационный чек, он устоял, его курс упал лишь на 1000 рублей.
Решение парламента о приостановке действия Указа Президента РФ «О гарантиях права граждан России на участие в приватизации» серьезно обеспокоило российских фондовиков по поводу последующего развития приватизации в стране. Вчера (30 июля 1993 года. – ред.) Совет федерации фондовых бирж направил в Верховный Совет обращение с просьбой отменить принятое решение, так как это может дестабилизировать весь процесс передачи государственной собственности в частную и вывести из строя уже сложившийся механизм обращения приватизационных чеков. Фондовики предлагают также продлить срок действия приватизационных чеков еще на 6 месяцев.
Федерация фондовых бирж объединяет более 60 фондовых бирж из всех регионов страны. В течение последнего года развитие приватизации в России в значительной степени стимулировало формирование вторичного рынка ценных бумаг, при этом в нескольких регионах большая часть торгового оборота во вторичном обращении уже сейчас обеспечивается сделками с ценными бумагами приватизированных предприятий. Поэтому решение Верховного Совета приостановить указ президента поставили под сомнение успешность деятельности многих участников фондового рынка. (…) Более уязвимыми в этой ситуации оказываются менее сильные региональные фондовые биржи, хотя и на столичных фондовых рынках прекращение свободного обращения ваучеров и акций приватизируемых предприятий спровоцировало бы глубокий спад. Демарш парламента подтолкнул членов Федерации фондовых бирж принять серьезные меры для защиты своих интересов на рынке.
Всего за полтора года, с осени 1992 до середины 1994 года, приватизация в России победила идеологически, политически и экономически. Две трети активов оказалось в негосударственной собственности (не в частной, а в негосударственной, потому что, например «Газпром» – не частная, но и не государственная компания, а акционерное общество). В ходе массовой приватизации было достигнуто действительно массовое распределение и закрепление формальных прав частной собственности при минимуме социальных конфликтов. Это был первичный раздел собственности, во многом формальный.
И критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истек 30 июня 1994 года, сходятся в одном: формальный количественный успех программы массовой приватизации бесспорен и очевиден. Итоги же реализации программы массовой приватизации, лежащие за рамками количественных оценок, были и остаются предметом острых дискуссий.
С точки зрения идеологов российской приватизации, прагматическим обоснованием введения модели массовой приватизации стал учет реальной ситуации на момент начала технической приватизации: отсутствие платежеспособного спроса населения; нулевой интерес иностранных инвесторов; наличие свыше 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий (что требовало типовых стандартных процедур приватизации); необходимость максимально высоких темпов легального приватизационного процесса (на первом этапе) для блокирования интенсивной спонтанной приватизации.
Не менее важно осознание реально достижимых целей приватизации в переходной экономике на разных этапах трансформации. Достаточно наивно оценивать итоги реализации этой модели по тем формальным целям, которые были записаны в программах приватизации. Реальная цель была лишь одна: временное массовое распределение и закрепление формальных прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов в расчете на последующее перераспределение в пользу эффективных ответственных собственников. Иными словами, сзавершением реализации модели массовой приватизации оканчивается количественный этап, в рамках которого можно говорить о приватизации только с точки зрения технических определений.
Его важнейшим итогом, с точки зрения перспектив развития новой системы прав собственности, стало формирование новых
– корпоративный сектор экономики (свыше 30 тыс. АО);
– рынок корпоративных ценных бумаг, включая инфраструктуру торговли и вторичный рынок акций приватизированных предприятий (капитализация в сентябре 1997 года свыше 100 млрд долларов);
– система (пока переходная, но уже довольно мощная) институциональных инвесторов;
– социальный слой, который (с учетом его крайней неоднородности и правовой незащищенности) можно назвать слоем собственников (около 40 млн формальных акционеров по итогам массовой приватизации).
По оценкам Госкомимущества и Министерства экономики, доля государственного сектора в ВВП в 1994 году составляла 38%, в 1996 году -23%, доля приватизированных предприятий (включая корпорации с государством) – 37 и 39%, доля изначально частных предприятий -25 и 38%. Для понимания незначительной динамики доли приватизированных предприятий следует учесть, что к концу 1994 года практически все крупнейшие предприятия преобразовались в АО, поэтому доля корпоративного сектора в ВВП не могла весомо измениться в 1995–1996 годах.
Нерешенные в 1992–1994 годах задачи (реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций) требовали формирования такой приватизационной модели, которая хотя бы частично могла компенсировать предприятиям внеэкономические методы продаж, применявшиеся на первом этапе.
Таблица 1. Приватизировано предприятий в России в 1993–1998 годах, штук
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Объектов (предприятий), всего | 42924 | 21905 | 10152 | 4997 | 2743 | 2129 |
В том числе находившихся в собственности: | ||||||
федеральной | 7063 | 5685 | 1875 | 928 | 374 | 264 |
субъектов Федерации | 9521 | 5112 | 1317 | 715 | 548 | 321 |
муниципальной | 2640 | 11108 | 6960 | 3354 | 1821 | 1544 |
Источники: Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2003 годов. Счетная палата РФ. – www.ach.gov.ru; данные за 2003–2007 годы получены с сайта Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
Таблица 2. Основные показатели приватизации в России в 1993–1998 годах
Нарастающим итогом с 01.01.1992 | 01.01.1993 | 01.01.1994 | 01.01.1995 | 01.01.1996 | 01.01.1997 | 01.01.1998 |
---|---|---|---|---|---|---|
Госпредприятия на самостоятельном балансе, ед. | 204998 | 56635 | 126846 | 90778 | 89018 | 88264 |
Продажная цена собственности, млрд рублей, в старых ценах | 57 | 752 | 1867 | 2510 | 3230 | 5723 |
Стоимость имущества по реализованным заявкам, млрд рублей, в старых ценах | 193 | 653 | 1092 | 1618 | 2205 | 2875 |
Госпредприятия, преобразованные в АО, акции которых выпущены в продажу, ед. | 2376 | 14073 | 24048 | 27040 | 29882 | 30900 |
Предприятия на аренде, ед. | 22216 | 20886 | 16826 | 14663 | 14115 | 11885 |
В том числе на аренде с выкупом, ед. | 13868 | 14978 | 12806 | 12198 | 11844 | 10413 |
Источники: Мингосимущество, РФФИ.
Вслед за ним начался ее передел, и стало возможным появление эффективных собственников. Многие предприятия обрели рачительных хозяев. Частные предприятия стали работать эффективнее государственных. То, что сегодня миллионы россиян являются владельцами акций компаний и паевых фондов, – следствие массовой приватизации тех лет.
Уже на этом начальном этапе приватизации многие предприятия обрели рачительных хозяев и стали работать эффективнее государственных.
Таблица. Интегральная эффективность государственных и приватизированных предприятий в 1995 году по отраслям
Отрасли | Интегральная эффективность | ||
---|---|---|---|
Госпредприятия | АО с долей государства | ||
Свыше 25% | Менее 25% | ||
Черная металлургия | 0,384 | 0,644 | 0,505 |
Цветная металлургия | 0,534 | 0,259 | 0,259 |
Химическая промышленность | 0,309 | 0,533 | 0,895 |
Машиностроение | 0,128 | 0,696 | 0,922 |
Строительные материалы | 0,178 | 0,807 | 0,775 |
Легкая промышленность | 0,292 | 0,461 | 0,681 |
Пищевая промышленность | 0,229 | 0,488 | 0,852 |
Медицинская промышленность | 0,288 | Нд | 0,727 |
Примечание: фактическая выборка составила 2438 предприятий на базе Регистра Госкомстата, в том числе: 575 государственных предприятий, 596 приватизированных предприятий с долей государства более 25% и 1267 приватизированных предприятий с долей государства менее 25%.
Интегральный показатель эффективности рассчитан на базе четырех показателей экономической эффективности (производительность труда, рентабельность, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств) и четырех показателей финансового состояния (коэффициенты автономии, маневренности, обеспеченности собственными оборотными средствами и текущей ликвидности). Интегральный показатель вычислялся по каждой группе предприятий и оценивал данную группу по комплексу характеристик в целом. Интегральный показатель представляет собой достигнутый по данной группе уровень характеристик (индивидуальных показателей). Уровень каждого индивидуального показателя нормирован по сравниваемым группам предприятий от «0» до «1»: «0» – худшее значение среднего показателя, «1» – лучшее.