4.3 Отношение к чековой приватизации

Из всех экономических реформ, проведенных в России в начале 1990-х годов, население наиболее негативно восприняло либерализацию цен и приватизацию, точнее, ее итоги. В чем причины такого отношения к итогам приватизации? Их много.

Отсутствие традиций частной собственности. Не могли люди, более полувека прожившими в командно-распределительной экономике, где коммунистическая пропаганда каждый день воспитывала негативное отношение к частной собственности, сразу принять идею приватизации. Да и в дореволюционной России частная собственность еще не укоренилась. В отличие от россиян, к примеру, у поляков историческая память была вполне рыночная. В Польше никогда не отменяли частную собственность на землю. Многие помнили, как до войны в Варшаве работала биржа, как цены на товары определялись рынком. Поэтому поляки приняли приватизацию гораздо проще.

Стремление к уравниловке. При негативном отношении к частной собственности в России сильны были уравнительные настроения. Они существовали еще в царской России, но коммунистическая пропаганда чрезвычайно заботливо культивировала их 70 лет советской власти. Справедливо – это когда всем поровну, без учета способностей и результатов индивидуального труда, инициативы и предприимчивости каждого.

Государственная собственность была, есть и будет. Но природа госсобственности такова, что она, по сути, ничейная. Экономическая статистика упрямо доказывает неэффективность государственных предприятий. Поэтому в интересах всего народа следует отдать эту собственность в чьи-то частные руки, возложить на частных собственников риски и ответственность за управление, нести расходы и получать доходы. Но признать, что связанное с этим неравенство в богатстве, социальное расслоение приведут к росту общего уровня жизни и, в конечном счете, будут выгодно всем, психологически чрезвычайно трудно. На это мало кто был способен.

Противоречие состояло в том, что справедливый дележ государственной собственности большинству представляется дележом уравнительным. А будущая эффективность, способность инвестировать и развивать экономику требуют концентрации собственности. Если выполняется второе, то не выполняется первое, и большинство граждан недовольно. Независимо ни от чего. Если потом экономика начнет работать эффективно, то никто не будет это связывать с удачной приватизацией, скорее, свяжут с лидером, при котором люди ощутили признаки растущего благосостояния.

Подробнее. Справедливая и несправедливая приватизация:

У проблемы «один получил мало, другой – много» есть и еще одна грань… для значительной части населения (80–90%) функции активного собственника противопоказаны вообще. Не готовы люди к тому, чтобы мыслить категориями «рост курсовой стоимости», «рыночная конъюнктура», «прибыль», «стратегический инвестор». Не готовы или не хотят. Далеко не каждому по душе вся эта сложная арифметика фондового рынка, далеко не каждый внутренне готов взвалить на себя ответственность за бизнес, за судьбы людей, связанные с ним, за эффективность крупных вложений. Даже от собственников совсем мелких пакетов требуются определенные знания, квалификация, умение разбираться в сферах, которые далеко на всем интересны.

Мировой опыт показывает: активными собственниками могут быть 10, от силы 15% населения. Это уж кому что Бог на душу положил: один удачно играет на фондовой бирже и конъюнктуре мировых рынков, другой вдохновенно торгует овощами, а третий – футболист. И все это нужно обществу.

Поэтому не всегда обоснованы претензии типа: «Вот Гусинский – богатый, а я – бедный». Гусинский тоже в свое время был рядовым работником культуры – театральным режиссером. И стартовые шансы его на заре реформ были не намного больше, чем у учителей, врачей и работников библиотек. Сам Гусинский любит подчеркивать, что он сделал свое состояние вовсе не на приватизации, лично ему она ничего не дала. Его бизнес поднимался на операциях с бюджетными деньгами. Этот пример лишний раз демонстрирует, насколько реальная жизнь сложнее и многообразнее, нежели расхожие штампы о нажившихся на приватизации. Безусловно, многие из самых богатых в России людей стали таковыми именно благодаря приватизации. Но были и другие источники формирования первоначальных капиталов.

Приватизация привела к расслоению. Но если бы ее не было, растаскивание страны происходило бы в неуправляемом режиме, и расслоение было бы еще более сильным.

Реальная проблема, требующая внимания и активных действий, заключается не в том, что кто-то богаче, а кто-то беднее. Страшно другое: когда в результате чудовищного расслоения часть населения нищает и оказывается за гранью достойного человеческого существования.

Но не приватизация породила нищету… Многолетняя накачка экономики пустыми деньгами и связанная с этим инфляция; отсутствие сбалансированной бюджетной политики; оголтелое лоббирование интересов самых различных групп влияния и возникающие в результате бесконечные льготы для избранных и приближенных; наконец, слабость государственных программ по защите беднейших – вот далеко не полный перечень причин, вызвавших, в конечном счете, обнищание значительной части российского населения. О том, почему проблемы эти не решались годами, в нескольких словах не объяснишь. Для нас самым актуальным способом защитить беднейших была борьба с инфляцией. Потому что нет более эффективного средства вытаскивания из кармана у бедных, чем обесценивание денег.

Источник: Приватизация по-российски / Под ред. А. Б. Чубайса. М.: Вагриус, 1999. С. 353–354.

Непонимание природы приватизируемого имущества. Большинство россиян были уверены, что при дележе госсобственности им должно достаться множество потребительских благ. Людям трудно было понять, что подлежащий приватизации капитал воплощен в ином – в цехах, станках, персонале, который нужно обеспечить заказами. Что нельзя из кусочка домны произвести «Волгу» или фургон колбасы. К тому же многие предприятия, несмотря на внушительные размеры и богатую историю, на самом деле были убыточными, то есть с экономической точки зрения просто грудой металлолома. Вспомним хотя бы АЗЛК, чьи «Москвичи» в условиях рынка оказались никому не нужны.

Двойственное отношение к рыночным реформам. В 1991–1992 годах многие были за рынок. Но воспринимали его, таким, каким видели в зарубежных фильмах: наполненные прилавки – и ни слова о конкуренции, возможном банкротстве, интенсивном труде. Конкретные же шаги к рынку со всеми его трудностями и чертами вызвали резкое отторжение.

Двойственным было и отношение к приватизации. Люди в целом относились к ней вполне лояльно, но только до поры до времени: по мере того, как приватизация продвигалась вперед, число ее сторонников уменьшалось. Население активно поддерживало приватизацию квартир и мелких земельных участков. А когда пошла приватизация мелкого бизнеса, такой поддержки уже не было. Если в 1992 году приватизацию мелких предприятий поддерживало 64% населения, то к концу 1995 года – только 45%.

У приватизации торговли в 1992 году сторонников было больше, чем противников, к 1995 году число тех и других сравнялось. Людям не нравилось, что хозяева магазинов могли менять цены в зависимости от спроса и предложения.

У приватизации крупных предприятий изначально противников было больше, чем сторонников, к 1995 году разрыв только увеличился. Приобретать акции, быть совладельцем предприятия казалось многим занятием пустым, несерьезным. Большинство не считало нужным тратить время на изучение перспектив того или иного предприятия, законодательства о приватизации. Люди спокойно воспринимали, что, скажем, семейству Форда принадлежат автомобильные заводы. Но когда выяснялось, что их родной завод ушел в чьи-то конкретные руки, появлялась масса недовольных.

Отсутствие ожидаемых перемен к лучшему. В начале 1990-х годов страна замерла в ожидании: мол, сейчас всё плохо, но как только перейдем в капитализм, всё приватизируем, немедленно заживем в достатке. Никто не ждал, что трансформационный спад в экономике будет таким долгим. О будущей счастливой жизни мечтали все, но не каждый обрел вожделенное благополучие. И люди стали валить на приватизацию собственную неустроенность, прочие свои беды.

Усталость накапливалась, а перемены к лучшему все откладывались. В конце 1994 – начале 1995 года наступил переломный момент в отношении к реформам. Причиной была не «шоковая терапия», которая так и не состоялась, а, напротив, непоследовательность и нерешительность в проведении реформ.

В России в отличие от стран Прибалтики, Чехии, Польши экономический спад продолжался гораздо дольше прежде всего потому, что влиятельные лоббистские группы, директора ВПК добивались льгот и дотаций из госбюджета. В итоге расходы бюджета традиционно превышали его доходы и покрывались с помощью печатного станка. Неизбежная при таком раскладе инфляция ощутимо отражалась на уровне жизни населения. В то же время затягивалась структурная перестройка экономики – банкротство убыточных предприятий и появление на их месте новых, эффективных, производящих продукцию, нужную рынку. Эта причинно-следственная цепочка была для основной массы населения непонятна. На поверхности лежало другое: провели приватизацию – выросли цены. В итоге нарастало негативное отношение к самой приватизации.

Подробнее. Справедливая и несправедливая приватизация:

Эффективные собственники пока(февраль 1999 года. – ред.) не появились, не стали повсеместным явлением. А это, несомненно, способствует уводу денег в тень, криминализации экономики. Могло ли быть иначе в столь короткий период? Альтернатива, которая подразумевается,- не торопиться, оставить в покое госсобственность. Напомню в этой связи, что Н. И. Рыжков не торопился, а главное растаскивание госсобственности началось при нем, в том числе через аренду с выкупом, народные предприятия. «Программа приватизации по Чубайсу» лишь приостановила растаскивание, ввела процесс хоть в какие-то разумные, законные рамки.

Неопределенность прав собственности, слабая их защищенность, отсутствие развитой инфраструктуры поддержки собственности и балансировки частных и общественных интересов, претензии власть предержащих, особенно в регионах, контролировать имущество и финансовые потоки – важнейшие дестабилизирующие факторы нашей хозяйственной жизни, способствующие недоверию ее участников друг к другу и к государству. Немало было ошибок, их влияние ощущается. Но давайте задумаемся. Предположим, не было бы «приватизации по Чубайсу». Что, всего этого в переходный период было бы меньше?

И мне не нравились ваучеры. Однако в конечном счете их влияние на глобальные перемены в российской экономике ее столь уж существенно. Зато значительная часть работы по приватизации уже позади, она сделала рыночные преобразования необратимыми. И кто бы ни правил ныне в России, как бы ни крыл он радикалов-приватизаторов, хотя бы втайне он должен подумать: этого мне делать уже не нужно, а пользоваться плодами могу. Правда, другие втайне думают: было бы государственное, мог бы прихватить. Но против них и было рассчитано.

Если же говорить о росте социальной дифференциации, о кричащих противоречиях между богатыми и бедными, то приватизация здесь сыграла на деле совсем малозаметную роль. Главные же факторы – отрицательная ставка банковского процента, льготные кредиты ЦБ, существовавшие в 1992–1994 годах, пропускание бюджетных денег через уполномоченные банки, а также льготы, квоты и лицензии во внешней торговле на фоне разрыва между внутренними и мировыми ценами на продукты российского экспорта. По оценке Андерса Ослунда, на долю этих факторов приходится 90–95% всех разворованных государственных средств.

Но это как раз то, с чем боролись реформаторы и что защищали многообразные лоббисты. Большинство их вышло из старой номенклатуры или теневой экономики советских времен, к ним подключились и некоторые «демократы». Вместе они под шумок реформ ловили рыбку в мутной воде.

Источник: Ясин Е. Российские реформы и финансовый кризис // Коммерсант. 2 февраля 1999 года. № 4 (305). – http://www.kommersant.ru/doc.aspx? DocsID=15125

Не было традиций честного ведения корпоративного бизнеса. В начале 1990-х годов в России таких традиций и не могло быть. Ушло в далекое прошлое правило российских купцов «прибыль важна, но честь важнее». Многие новые предприниматели не ощущали необходимости придерживаться ни норм закона, которых зачастую просто не было, ни норм морали. Партийно-хозяйственная номенклатура и при советской власти не отличалась порядочностью, что хорошо было видно по размаху номенклатурной приватизации. Трудно было предположить, что, став собственниками приватизированных предприятий, она не будет обманывать мелких акционеров. Господствовавший в среде российской буржуазии социальный цинизм и смычка с криминалом предопределяли стратегию поведения – прирост капитала любой ценой.

Перевод прибыли за счет игры цен на счета посреднических фирм, принадлежавших владельцам контрольных пакетов акций, позволял последним не выплачивать дивиденды, скупать акции у миноритариев по бросовым ценам. Среди акционеров было много работников предприятий, поэтому преднамеренная задержка выплаты зарплаты облегчала скупку акций с минимальными затратами. Коррупционные сделки с чиновниками министерств ради получения льгот, подкуп управляющих компаний чековых инвестиционных фондов, заказные убийства конкурентов – вот далеко не полный арсенал противоправных методов обогащения бизнес-элиты.

Подробнее. Причины неправильного поведения собственников:

Собственники приватизированных предприятий повели себя не «по-европейски»: выжимали из предприятий все соки, прибыль вывозили из страны, а не инвестировали в развитие. Что было сделано не так?

Сказалась довольно существенная разница в культуре. Европейские бизнесмены привычны к рыночной экономике. Для них право собственности, контракт, суд и так далее являются реальными. Но главное – они уверены, что собственность у них никто не отнимет, поэтому определяют стратегию развития, заботясь не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне, о том, что они оставят детям, внукам и правнукам.

В России – даже по сравнению с Восточной Европой – традиции частной собственности практически не было. А те, что возникли на рубеже ХIX–XX веков, были уничтожены. Первые легальные предприниматели, которые появились в конце 1980-х годов, естественно, стремились хапнуть сегодня, так как неизвестно, что будет завтра. Долгосрочные стратегии выстраивали единицы, а подавляющее большинство было уверено: первую прибыль нужно вывезти за рубеж, там купить фазенду, вложить деньги в банк, создать резерв для себя и семьи на «черный» день. А там посмотрим…

Но перейдем к ошибкам, в результате которых российские бизнесмены развивались «неправильно». В начале 1990-х годов в России фактически с нуля были созданы основные институты рыночной экономики: частная собственность, открытая экономика, свободные цены, свободная торговля. Но рынок необходимо было обустроить гораздо большим количеством экономических и политических институтов, чтобы работали они, а не персоны, как мы уже говорили. Это требует колоссальных усилий, создания и выстраивания новой политической культуры, новой бизнес-культуры. Думаю, если бы даже первоначально созданные институты нормально обустраивались, развитие нашей страны и общества постепенно вошло бы в цивилизованное русло. А «родовые травмы», в конце концов, зарубцевались бы.

Источник: Сложный переход к рынку. Интервью с Е. Г. Ясным. – www.ru-90.ru

Подробнее. Собственность раздали, а инвестиций по-прежнему нет:

Говорят: не тот инвестор, не такой! Не любят в России «новых русских». Стратегический инвестор, кристально чистый и честный, не спустится к нам из заоблачной выси. Наши «новые русские»-либо из старого советского директората, со всеми его минусами и плюсами. Либо из бывших кооператоров и прочих коммерсантов от перестройки. Либо из представителей бывших региональных политических элит. У всех у них свои «родимые пятна», но именно из них и рекрутируется реальный стратегический собственник.

Однако никакой выгоды от появления такого собственника ни производство, ни люди не почувствуют до тех пор, пока он не принесет с собой мешок денег: «Вот вам на зарплату, а вот на развитие…» Другими словами, процесс формирования эффективного собственника станет заметен только тогда, когда он окажется оплодотворен реальными финансовыми потоками.

А что же эти потоки? С деньгами пока не густо. И опять: «Приватизация виновата! Собственность раздали, а инвестиций нет, как не было». Но сама по себе приватизация не может обеспечить приток инвестиций… Внутренние источники инвестиций в последние годы (написано в 1999 году. -ред.) только начали формироваться. Они появляются лишь в том случае, если решаются проблемы более высокого порядка: финансовая стабилизация; обеспечение права собственности (никаких серьезных инвестиций в сельское хозяйство мы не увидим до тех пор, пока право собственности на землю не будет закреплено возможностью покупать и продавать ее, как всякую другую собственность); снижение процентной ставки, минимизация политических рисков и многое другое. Не было и внешних источников – в силу политической нестабильности в стране.

И все же, когда мы ведем речь об инвестициях и приватизации, мы не можем не замечать очевидного: приватизация создала основу для того, чтобы инвестиции могли привлекаться и использоваться цивилизованно. Ведь почти каждый способ инвестирования в основе своей имеет акцию.

Созданный с помощью приватизации рынок акций различных предприятий, или рынок корпоративных ценных бумаг, стал средой, которая успешно соединяет финансы с имуществом, частные финансы с частным имуществом. И не просто соединяет их, а соединяет в режиме, когда доступ к финансовым ресурсам получают наиболее умелые собственники.

В условиях рыночной экономики рынок корпоративных ценных бумаг становится своего рода сочетанием комитета партийного контроля с КГБ: собственник, желающий получить инвестиции, имеет к ним доступ только при условии его цивилизованной работы. Десятки позиций согласуются при совершении такого рода сделок: начиная с открытости баланса, данных бухгалтерской отчетности, и кончая независимым реестродержателем, наличие которого свидетельствует о невозможности контроля над собственностью со стороны менеджмента. Абсолютная прозрачность предприятия – одно из главных условий привлечения инвестора.

Конечно, это несколько идеализированная картинка. Те, кто инвестируют, как правило, вкладывают деньги параллельно с покупкой акций. Просто дать кредит – пока еще очень рискованно. Но это нормальная ситуация. Мы имеем дело с контролем, причем не бюрократическим, а частным, заинтересованным. Тот, кто вкладывает деньги, должен быть уверен, что он получит реальную прибыль. И совершенно очевидно, что вся эта система взаимоотношений могла выстроиться только благодаря приватизации.

А с развитием рынка корпоративных ценных бумаг растет и стоимость акций предприятий. Причем рост идет не на проценты, а в разы. Что это означает? Очень просто: увеличение стоимости имущества предприятий. Причем рост этот возникает не в результате какой-нибудь надуманной переоценки основных производственных фондов, сделанной по рецептам советских академиков. Нет! Рост признается реальным потребителем, готовым выложить за акции растущего в цене предприятия живые деньги.

Все это вполне естественно. Потому что имущество приватизируемых предприятий в свое время действительно было недооценено. Только не по причине плохой приватизации, а в силу неразвитости рынка ценных бумаг, высоких политических рисков. Какая, например, могла быть оценка имущества даже летом 1996 года, перед президентскими выборами? Вопрос вообще стоял иначе: будет ли собственник этого имущества существовать?

Изменения, связанные с ростом стоимости приватизированного имущества на рынке корпоративных ценных бумаг, еще не очень заметны в обычной жизни. Люди каждый день сталкиваются с другими реалиями: зарплату не платят, уровень жизни не растет. Но специалистам понятно: рост цен на имущество обязательно скажется позитивным образом на общем состоянии российской экономики. Ведь это – фундаментальные изменения с большой перспективой. И появляются они именно благодаря приватизации.

Источник: Приватизация по-российски / Под ред. А. Б. Чубайса. М.: Вагриус, 1999. С.363–366.

Недостаточная нормативная база защиты прав акционеров. В 1993–1994 годах директора продолжали вести себя как абсолютные хозяева предприятий, запросто выбрасывая из реестра акционеров, а механизмы защиты прав акционеров еще не были выработаны. Акционер оставался один на один с произволом. Классический пример, потрясший всю мировую общественность: директор Красноярского алюминиевого комбината выбросил из реестра крупнейшего акционера. С этими нарушениями удалось справиться после того, как во второй половине 1990-х годов была выстроена нормативная база по регулированию рынка ценных бумаг. Тогда типовым стало иное покушение на права акционеров – размывание уставного капитала, когда держатель контрольного пакета проводит дополнительную эмиссию акций, и весомые 5% превращаются в абсолютно бесправные 0,5%.

Рост недовольства приватизацией было бы некорректно объяснять исключительно макроэкомическими причинами и психологическими особенностями населения. Негативно сказались и ошибки, допущенные в организации и проведении самой приватизации.

Ошибки в организации и проведении приватизации

В процедуре проведения чековых аукционов не был предусмотрен сброс последних акций приватизируемого предприятия. Продажа этих акций была затянута. Причем речь идет не о блокирующих пакетах, закрепленных за государством из-за особой важности предприятия, а просто об остатках, не проданных по различным причинам. А ведь пока у государства остаются в собственности акции предприятия, последнему трудно привлечь частные инвестиции с помощью новой эмиссии, так как это автоматически уменьшает государственный пакет. Поскольку по закону его уменьшать нельзя, инвестор должен заплатить еще и за акции, которые безвозмездно передаются государству. Но даже если он согласен, по российским правилам бухгалтерского учета это сделать нельзя.

В такой ситуации оказались предприятия, у которых государственными оставались «крохи» – от 5% акций до одной акции. До сих пор такие непроданные акции имеют примерно 6 тыс. предприятий из 124 тыс. приватизированных тогда предприятий.

Инвесторы не хотели вкладывать деньги в предприятия, где был государственный пакет акций, еще и потому, что там все было крайне забюрократизировано. Требовались бесконечные согласования, решения совета директоров, Госкомимущества, отраслевого министерства и так далее по цепочке. Но западные инвесторы, прежде всего американские (у них денег больше), идут туда, где наиболее комфортные условия, понятное законодательство и земельный участок тоже является объектом недвижимости.

Предприятия приватизировались без земли под ними. Без оформления прав на земельные участки предприятиям было нечего закладывать в банке, пытаясь получить кредит. Старые станки в залог не принимали, а новых, высокотехнологичных было мало. Собственность на землю – это гарантированные кредиты, а значит, развитие предприятия и рост зарплат. Получить землю под предприятием по нормативным документам, которые существовали до принятия Земельного кодекса, было практически невозможно. Правительство это понимало, но изменить ситуацию не могло, так как не удавалось провести соответствующий закон через коммунистическую Госдуму. Если бы Комитет по земельным отношениям Госдумы пропустил бы такую норму, партия аграриев перестала бы существовать.

Но и после принятия 2001 году нового Земельного кодекса эту проблему до конца решить не удалось. Цена выкупа оказалась слишком высокой для многих предприятий, владеющих значительной площадью земли. По-прежнему отсутствует единая методология оценки кадастровой стоимости земельных участков. Действующая методика, утвержденная Минэкономразвития, не учитывает их рыночную цену. Определение фактической стоимости участка отдано на усмотрение местных властей, что приводит к его необоснованному удорожанию. В итоге предпринимателям предлагается выкупить участок не за 2,5% его кадастровой стоимости, как предусмотрено законом, а за 100%. К тому же результаты кадастровой оценки нельзя обжаловать в суде, так как соответствующая норма в закон не включена.

Приватизация нефтяного и газового комплексов проводилась не по общему закону, а с особенностями. Указы о нефтянке и о «Газпроме» фактически ликвидировал конкуренцию при выкупе предприятий этих отраслей. Они замораживали на определенный срок различные пакеты акций, то есть затягивали приватизацию, и создавали нефтяные холдинги по принципу «кто к кому первый прибежал».

А указ по «Газпрому» вообще создал в стране новую монополию, ведущую к росту цен на газ. Последствия такого решения были бы не столь пагубны, если бы выполнили вторую часть этого указа. Она определяла условия договора между «Газпромом» и государством о доверительном управлении концерном. Там прописывалась ценовая политика, обязательные условия для дочерних акционерных компаний, порядок продажи акций, допуск новых компаний на рынок и политика по акционерам. Но эта часть не была выполнена, и «Газпром» стал всероссийским монополистом со всеми вытекающими для рынка последствиями.

Подробнее. Указ Президента РФ от 17 ноября 1992 года № 1403, Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1559:

Указ Президента РФ «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» от 17 ноября 1992 года № 1403.

Указ Президента РФ «О преобразовании в акционерные общества приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства Российской Федерации» от 8 декабря 1992 года № 1559.

Не была создана полноценная защита от мошенничества при проведении чековых аукционов. Основными участниками чековых аукционов стали юридические лица (примерно 2 тыс. на всю страну), которые скупали ваучеры у тех кто, относился к приватизации с большим скепсисом. Всего граждане продали примерно четверть всех приватизационных чеков.

Процедура чекового аукциона была регламентирована до мельчайших деталей и, казалось бы, исключала серьезные нарушения. Но они все же были, особенно в регионах. Если руководители предприятия не хотели допустить к участию в аукционе «неудобных» инвесторов, они публиковали информацию об аукционе так, чтобы ее сложно было заметить потенциальным претендентам на крупные пакеты. Или просто аукционный центр закрывался на пару часов раньше, чтобы незваный московский гость с крупной порцией ваучеров не успел добраться и вовремя сдать их. Нежеланным покупателям объявляли о том, что у них ваучеры «какие-то не такие» или депозитные свидетельства неправильные. То есть нарушались прописанные в нормативных документах правила приема чеков.

Другим нарушением было получение закрытой информации о ходе чекового аукциона. Участнику аукциона важно было незадолго до завершения приема чеков узнать, сколько их подано в расчете на одну акцию предприятия. Тогда можно было приобрести необходимый пакет акций, не переплачивая себе в ущерб. Проблемой региональных аукционных центров было и хищение ваучеров. Благодаря системе видео контроля (что было в те годы новинкой) в московском аукционном центре краж и утечки информации не было, чего не скажешь про регионы. Были злоупотребления и с несвоевременным погашением ваучеров, повторным запуском их в оборот. По этим преступлениям возбуждались уголовные дела по ходу чековой приватизации.

Слабое регулирование деятельности чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). По всей стране было создано (на частной основе) более 600 ЧИФов, которые приобретали ваучеры у неискушенных владельцев в обмен на акции предприятий из доли в 29% эмиссии, предназначенных для остального населения. Сами ЧИФы приобретали акции предприятий за ваучеры на аукционах. Предполагалось, что на эти акции со временем пойдут дивиденды, которые и реализуют выгоду граждан от доставшейся им доли общенародной собственности. Подавляющее большинство эту долю так и не увидело. Почему?

Во-первых, обращение к ЧИФам было добровольным. Каждый мог продать свой ваучер за бутылку или мизерную сумму рублей, на глазах терявших ценность от инфляции. Во-вторых, все происходило в острейшей фазе кризиса, когда многие приватизируемые предприятия останавливались и приносили не доходы, а убытки. А большинство тех, которые и тогда приносили доходы, было исключено из программы приватизации или подлежало приватизации исключительно по специальному решению правительства. Стало быть, владельцы ваучеров и акций, полученных в обмен на них, могли на что-то рассчитывать только много лет спустя. Через 10 лет кто то, поменявший ваучер на акции «Газпрома», мог похвастаться тем, что на дивиденды способен купить «Волгу», но уже, понятно, не хотел. Таких были единицы.

Руководствуясь благими пожеланиями, правительство сняло с ЧИФов обязанность выкупать свои акции у пайщиков. Расчет был на то, что достаточным стимулом для их управляющих компаний будет 10% прироста стоимости акций ЧИФа. А благодаря правилу «10%" управляющие компании могли поживиться за счет пайщиков, так как из-за инфляции балансовая стоимость производственных фондов АО регулярно переоценивалась, в то время как цена акции предприятий в пакетах ЧИФов из-за неразвитости фондового рынка определялась исходя из этой балансовой стоимости. Это позволяло управляющим компаниям получать большие бонусы за счет пайщиков. Известны случаи, когда управляющие на этом основании легально забирали за год до 1/3 капитала ЧИФа.

В отличие от нынешних паевых инвестиционных фондов они могли не опасаться, что пайщики разбегутся из-за их плохого управления портфелем акций.

Но настоящий пир для управляющих компаний наступил, когда стали оформляться негласные договоренности с крупными акционерами тех обществ, чьи акции были в портфелях ЧИФов. Сговор таких акционеров с управляющими компаниями позволял приобретать акции по бросовым ценам в ущерб интересам пайщиков ЧИФов, но с немалой выгодой для менеджеров управляющих компаний. При этом формально все выглядело законно, ведь цена договорная.

Всего было образовано несколько сотен ЧИФов, они собрали более 40 млн ваучеров. Сочетание ошибок законодателей, социального цинизма бизнесменов, банального воровства, низкой профессиональной подготовки их кадров привело к тому, что провалились практически все ЧИФы, 40 млн человек потеряли свои ваучеры и ощутили себя обманутыми.

Этот провал оказал огромное влияние на формирование общего негативного отношения к приватизации еще и потому, что интеллигенция, ожидавшая от разгосударствления больше других, получила от нее меньше, чем ожидала. Ведь интеллигенция – это тот слой общества, который может четко сформулировать свои претензии и сделать их достоянием широкой гласности, так как имеет доступ к средствам массовой информации.

Интеллигенция предпочитала ЧИФы, поскольку пыталась вложить ваучеры с умом: в солидные инвестиционные фонды, обещавшие хорошие дивиденды («Хопер», «Гермес», «Нефтьалмазинвест» и др.). Но и они оказались заурядными пирамидами. В них потеряли свои ваучеры практически все сотрудники Минфина и самого Госкомимущества. В целом в ЧИФы было вложено 25% всех чеков. Но фонды приобрели на них на доступных им чековых аукционах только 10% акций, потому что условия на аукционах были изначально менее выгодные, чем прямые вложения в предприятия через закрытую подписку. Надо сказать, что 50% всех выпущенных ваучеров были вложены членами трудовых коллективов в их предприятия – по закрытой подписке или на чековых аукционах.

Сегодня понятно, что для контроля над таким институтом как ЧИФы надо было выстроить систему, сопоставимую с банковским надзором (который сформировался в России только к концу 1990-х годов). Но в то время ничего подобного, тем более в короткие сроки, построить было просто невозможно.

Инвестиционные конкурсы. Продажа по конкурсу (коммерческому, инвестиционному) проводилась, когда от покупателей требовалось выполнение определенных условий – сохранение профиля предприятия или назначения объекта, числа рабочих мест, финансирование объектов социальной сферы, заданная сумма инвестиций. Работники приватизируемого предприятия получали до 20% продажной цены объекта, но не более 15 МРОТ в расчете на одного работника.

Инвестиционные конкурсы, по сути, стали неконтролируемой «халявой». Так называемый инвестор за бесценок приобретал пакет акций предприятия, обещая в дальнейшем вложить в него большие деньги. А дальше за спиной государства договаривался с директором об изменении плана инвестиций. В итоге предприятие инвестиций не получало, зато личный банковский счет директора существенно пополнялся.

Соглашаясь на инвестиционные конкурсы, руководители Госкомимущества предполагали, что все может сложиться именно так. Но инвестиционные конкурсы в 1994 году были излюбленным детищем отраслевых министерств. Они считали их «единственным разумным во всей этой гнусной приватизации», «наконец-то деньги пойдут в отрасли». Куда они пойдут на самом деле, лоббисты прекрасно понимали. Противостоять инвестиционным конкурсам политически оказалось невозможно, для продолжения приватизации пришлось пойти на политический компромисс.

Уповали на то, что если инвестор не выполнит своих обязательств, то у него по суду можно будет отнять предприятие. Но так не получилось: в условиях слабого и коррумпированного государства в суде зачастую выигрывал тот, кто имел возможность влиять на судебный процесс с помощью взяток. Были случаи, когда Госкомимущество выигрывало такие дела в суде, а прокуратура под давлением заинтересованных лиц опротестовывала его решение.

Пропагандистская кампания велась неправильно. Для успеха приватизации необходимо было не только разработать и провести через оппозиционно настроенный парламент необходимые нормативные документы, но и убедить 150 млн человек пойти получить приватизационный чек, а потом еще и осмысленно вложить его.

Примерно за месяц фактически была проведена перепись населения, в то время как обычно подготовка к переписи занимает несколько лет. Госкомимущество получило списки всех граждан для наделения их чеками. Они были напечатаны и распределены по стране. Отрабатывались процедуры погашения и уничтожение чеков, собранных в ходе аукционов. С масштабностью и тяжестью таких организационных проблем не сравнится ни один национальный проект нынешнего времени.

На разъяснительную работу среди населения Госкомимущество направляло много средств и усилий. Приватизация оказалась самой освещенной в средствах массовой информации рыночной реформой, для сравнения с причинами инфляции люди разбирались значительно дольше. И все же в пропагандистской кампании были промахи. Слова Чубайса о цене ваучера, равной двум «Волгам» припечатались к нему на всю жизнь. И хотя стоимость акций, купленных за ваучер на отдельных предприятиях (5–6 тысяч рублей) была сопоставима с ценой подержанной «Волги», это не стало аргументом для основной массы населения. Как потом признал А. Б. Чубайс, на старте реформ он недооценил масштаба неизбежного падения цен из-за неразвитости рыночной инфраструктуры, что сильно сказалось на стоимости акций приватизируемых предприятий. Результатом стала завышенная оценка ваучера и крах несбывшихся надежд, негативные последствия для имиджа приватизаторов. Как следствие – охлаждение большинства граждан к рыночным реформам, политический ущерб для партий и движений, их поддерживавших.

Если бы пропагандистским напор в пользу приватизации был бы не столь силен, провести ее вряд ли удалось. Осталась бы командно-административная экономика, усиленная криминальным накалом закулисного передела собственности. И не было бы никакого экономического базиса для будущего демократического развития общества.

***

Как это не странно, всеобщая неудовлетворенность итогами российской приватизации свидетельствует скорее о ее успехе. Проведя приватизацию государственной собственности, реформаторы не дали явного преимущества ни одной социальной группе. В результате каждая из них посчитала себя обиженной. Об интеллигенции уже шла речь. Работники предприятий обиделись, потому им не дали возможности умерить аппетиты директоров, директора – потому что во многих случаях не получили полного контроля на приватизированными предприятиями. О том же сожалели и внешние инвесторы. И чиновники министерств не получили той части общественного пирога, на который рассчитывали. Всем пришлось договариваться, в обществе был реально достигнут компромисс.

Нет ни одной страны, где широкие массы позитивно оценили бы результаты приватизации. Везде ее называют «обманом», «аферой». Социальное расслоение, связанное с приватизацией принять трудно. Так было и в Венгрии, и в Восточной Германии, и в Польше.

Подробнее. Приватизация в Польше:

У нас распространено мнение, будто Польша дает образец проведения приватизации: без спешки, с обеспечением условий для сравнительно эффективной работы государственных предприятий, первоочередной приватизацией малых предприятий и т. п. Но такой взгляд разделяют далеко не все в самой Польше. Приватизация, интенсивно проводившаяся после 1996 года, шла по двум схемам с участием менеджеров и работников.

Одна – через национальные инвестиционные фонды (НИФы), которые в отличие от наших ЧИФов были государственными и получили для продажи акции лишь 7% предприятий. Они должны были обеспечивать не менее чем 50%-ю долю работников в продаваемых акциях предприятий. Со временем в НИФах и в компаниях, чьи акции были в их портфелях, началась концентрация собственности. Все граждане получали ваучеры, которые можно было инвестировать в НИФы.

Другая форма – аренда с выкупом – предполагала, что не менее 50% работников предприятий должны были образовать своего рода коллектив арендаторов для выкупа ликвидируемого государственного предприятия. По этой форме была приватизирована треть предприятий, в основном средних и мелких, на которых было занято менее чем по 500 работников. После выкупа доля членов трудового коллектива обычно уменьшалась, а доля менеджеров возрастала. Позже приходили аутсайдеры. В этом смысле процесс походил на наш, но был лучше организован.

М. Домбровский, компетентный участник польских реформ, считает, что Л. Балцерович не тормозил приватизацию в период макростабилизации в расчете на силу жестких бюджетных ограничений, а просто был упущен момент, и вокруг проблем приватизации возникли политические противоречия, которые исключили возможность осмысленных решений и создали серьезные препятствия для дальнейшего развития. Отсутствие решений и привело к успеху? Конечно, нет. Результаты польской приватизации считают успехом только ее противники и консерваторы, а их оппоненты успехов не видят вовсе.

Польша отличалась от России высокой долей новых предприятий, изначально частных, на которые уже в 2000 году приходилось более трети ВВП, а модернизация оставшихся государственными не стала ощутимым фактором роста. Новые предприятия их прикрывают.

Источник: Ясин Е. Г. Российская приватизация: еще один взгляд. – www.ru-90.ru

Согласно опросам, проведенным ЕБРР в 2007 году в 28 странах с переходной экономикой, 81% опрошенных отрицательно оценивает приватизацию в своих странах признает ее нелегитимной. И это спустя 15–18 лет. Формы отрицания разные: от национализации (29%) и переприватизации (вернуть государству и приватизировать более прозрачно – 17%) до требования доплаты с владельцев (самая мягкая форма – 35%). По сравнению со средними итогами Россия выглядит более консервативно: за национализацию – 37%, против – 29% в среднем, но за доплаты с владельцев – 32%, против – 35%. Доля недовольных не отличается от средней. Получается, что во время проведения приватизации еще можно добиться поддержки населения, но после подведения итогов большинство чувствует, что его ожидания не оправдались, власти поступили несправедливо: допустили, что выиграло меньшинство. Конкретные различия в уровне недовольства и оценках причин несущественны.

Если же начать ревизовать итоги приватизации, это будет стимулировать все новые претензии уже не только к старым, но и к новым переделам собственности, подрывая склонность к инвестициям. Вопросы ЕБРР о том, вернуть ли собственность государству или заставить собственников доплатить, не случайны. Они задаются потому, что в ряде стран, в том числе в России, низка защищенность частной собственности.

Надо пережить эту беду, возместив большинству населения возврат к капитализму ростом благосостояния и расширением возможностей самореализации. Постепенно, экономика, основанная на частной собственности, показывает свои преимущества. Люди пользуются плодами приватизации, даже относясь к ней негативно, уровень жизни растет и споры постепенно утихают. Впрочем, всегда находятся политики и партии, готовые спекулировать на этой болезненной теме в поисках голосов протестного электората. Долго ли это будет продолжаться в России – покажет время.

Подробнее. Почему россияне негативно относятся к приватизации?:

В самом начале приватизации в массовом сознании отсутствовало представление об экономической неизбежности движения страны по этому пути. Поддержка курса на приватизацию фактически означала поддержку действующей власти. При этом ожидание «проигрыша» для себя лично было у людей довольно высоким, а с годами только усиливалось.

Особую роль в закреплении скептических и негативных установок сыграли риторические приемы, избранные политическими элитами для публичного обсуждения приватизации: провозглашение ваучерной приватизации «народной» формой участия граждан в разгосударствлении собственности, а также выдвижение на первый план «трудового коллектива». (…) Популистская риторика подпитывала и закрепляла, с одной стороны, устойчивые патерналистские установки в отношении государства как основного источника и гаранта благополучия, с другой – столь же традиционную подозрительность, страх и даже готовность быть «в очередной раз» обманутыми.

Если говорить о ваучерной приватизации как таковой, то отсутствие реального опыта, навыков, информации об обращении с ценными бумагами, неразвитость соответствующих институтов, «помноженные» на привычный скепсис, привели к тому, что в общественном мнении почти сразу возобладало недоверчивое или даже резко отрицательное отношение к этой якобы демократической форме участия населения в приобретении собственности. По данным опросов 1993 года, 50–55% респондентов считали предоставление населению приватизационных чеков «показухой, которая реально ничего не изменит»; с тем, что «это шаг к тому, чтобы люди могли стать собственниками», соглашались не более 15–20% (см.: Хахулина Л. А., Сидоренко С. А. Программа приватизации – предварительные итоги в оценках населения // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 3. С. 22–25).

Большинство опрошенных (74% в 1993 году) изначально считали, что в результате приватизации основная часть государственных предприятий перейдет в руки «ограниченного круга лиц», а не «широких слоев населения». При этом будущий собственник воспринимался массовым сознанием преимущественно в негативном ключе – несмотря на развернутую в первые годы перестройки пропагандистскую кампанию, прославление нового типа «хозяина» предприятия, дела, земли и проч.

Работники приватизируемого предприятия, как правило, с трудом могли дать ответ на вопрос о том, кому оно достанется. Примерно одна пятая опрошенных хотела бы видеть в этом качестве трудовой коллектив и собрание акционеров, примерно столько же полагали, что собственником станет «нынешняя администрация и директор». При этом доверие к «начальству» и оценка его способности успешно действовать в новом статусе были весьма невысокими. Для многих опрошенных было характерно ощущение подневольности, комплекс «заложничества».

Хотя среди респондентов данной группы относительное большинство (около трети) в начале 1990-х годов составляли сторонники приватизации, около половины не имели сколько-нибудь ясного представления ни об экономических целях и последствиях разгосударствления предприятий, ни о том, как это скажется на их собственной жизни. Существенно, что социальные ожидания, вызванные приватизацией, изначально связывались почти исключительно с гарантиями сохранения рабочего места и с повышением заработной платы, – о проблемах эффективности производства и интенсификации труда задумывались редко.

Важно подчеркнуть: у работников приватизированных предприятий, как и у населения в целом, до сих пор отсутствует ясное понимание того, что капитал – это не просто богатство, что собственность неотделима от сложнейшей системы экономических, социальных и правовых отношений, возникающих в связи с владением, распоряжением и пользованием ею, – системы, складывающейся в процессе взаимодействия с другими институтами и хозяйствующими субъектами. По мере того как основная масса россиян все сильнее страдала от негативных последствий реформ (прежде всего роста скрытой безработицы и невыплаты зарплат) увеличивалось число людей, воспринимавших приватизацию как незаконное присвоение ограниченным кругом лиц, приближенных к власти, государственного (т. е. народного) добра, его разграбление и разбазаривание.

При этом «незаконность» понималась отнюдь не как «несоответствие» существующему законодательству – о нем подавляющее большинство населения имело лишь смутное представление (если имело вообще). Любая деловая или экономическая активность, будь то участие в кооперативном движении, предпринимательская инициатива или приобретение крупной частной собственности, изначально воспринимаются массовым сознанием как нарушение прежних норм и описываются преимущественно в «криминальных» категориях. Сначала – как «спекуляция», жульничество, махинации, затем – как происки всесильной мафии и организованной преступности, после завершившейся приватизации – как целенаправленная деятельность коррумпированного чиновничества, связанного с финансовыми и олигархическими группировками, приближенными к власти.

Такое восприятие не лишено справедливости и имеет реальные основания, однако нужно иметь в виду, что оно было сформировано не собственным опытом и знаниями, а ориентированными на широкую публику СМИ. Чрезвычайно важным, на наш взгляд, оказалось то обстоятельство, что в публичной сфере не было создано никакого противовеса этому доминирующему негативному восприятию: не был предложен иной, «позитивный», аналитический и просветительский по своим задачам подход к обсуждению процесса реформ и приватизации, всего связанного с ними комплекса социальных, культурных, этических, правовых проблем.

В результате люди вынуждены были решать эти проблемы поодиночке, на свой страх и риск – так, как они умели или, точнее, привыкли. В предоставленном самому себе «обществе» все слабее становилось чувство сопричастности к происходящему в стране и все сильнее – отчуждение от коллективных сфер существования (политики, экономики и т. д.). Причем по мере роста отчуждения происходила «реанимация» прежних советских идеологических конструкций – позитивного отношения к роли государства в управлении собственностью и к его участию в экономике, возникала ностальгия по прежней экономической распределительной системе.

Право собственности в «обывательской сфере». Пожалуй, только приватизация жилья была изначально поддержана практически всеми россиянами, даже несмотря на то, что ее последствия, прежде всего в отношении порядка и масштабов оплаты, были совершенно непрозрачными. Кроме того, достаточно широкой поддержкой пользовалась приватизация мелких предприятий, сферы торговли и услуг (в 1995 году – 68%, в 1997 году – 69, в 2000 году – 79%), а также небольших земельных участков – тех объектов, которые не выходили за рамки «обывательской сферы», т. е. частной, повседневной жизни.

Что касается приватизации жилья, непосредственно затрагивавшей интересы подавляющего большинства населения, то она воспринималась скорее как государственное распределение, поскольку за людьми закреплялась жилая площадь, которой, по сути, они и так уже владели. Позитивное отношение к приватизации жилья в значительной степени определялось еще и тем, что, невзирая на обычную, до боли знакомую советскому человеку бумажную волокиту, осуществлялась она почти бесплатно и не требовала никаких новых, непривычных усилий. В результате приватизации жилья (…) открылась возможность купли-продажи недвижимости и надежного вложения денежных средств, ее залога и получения кредитов создавала предпосылки для изменения понимания смысла и ценности частной собственности.

Тем не менее и сегодня для большинства населения характерно узкое понимание частной собственности, почти тождественное советскому представлению о личном имуществе. Насильственное отчуждение собственности все еще представляется массовому сознанию весьма вероятным. Иными словами, в этой сфере для обычного человека речь преимущественно идет о возможности приобретения благ, в то время как система возникающих в связи с приватизацией жилья социальных и правовых отношений, относящихся к владению, пользованию и распоряжению частной собственностью, едва ли осознается в полной мере. Поскольку большинство россиян не видит в себе полноценных субъектов отношений, возникающих по поводу собственности, прежде всего субъектов права, было бы натяжкой называть их подлинными, сознательными собственниками.

По данным опроса 2004 года, право владеть собственностью особенно важным для себя считают 30% опрошенных (для сравнения: право на свободу слова важным считают 24% респондентов, на свободу перемещения – 13%, избирательное право – 14%). А вот право защищать частную собственность в суде называют особенно значимым не более 5–7%. Можно предполагать, что реальный опыт операций на рынке жилья, их в значительной мере теневой характер (например, расхождение рыночной и официальной цены) не убеждают граждан в том, что их недвижимость надежно защищена законом. (…)

В том, что в России можно законными методами, через суд, восстановить свои нарушенные права, определенно уверены всего 4% опрошенных и лишь 25% респондентов «скорее уверены, чем нет». Готовность обратиться в суд и надежда отстоять там свои права остаются на протяжении всего постперестроечного периода чрезвычайно низкой. Сказываются не только традиционное для российского человека нежелание изучать и отстаивать свои права, недостаток опыта и информации и даже не отсутствие независимого суда. Главное – в массовом сознании само «государство», чьи институты и служащие творят произвол, остается инстанцией или силой, стоящей над правом, а не встроенной в него.

Оценка итогов приватизации в 2000-е годы. Широко распространенное мнение о незаконности приватизации 1990-х годов и ее губительных последствиях для «государства» и «народа» существенно укрепилось при ныне действующем президенте, когда началась «борьба с олигархами» – особенно после «дела ЮКОСа». На протяжении 2000-х годов подавляющее большинство опрошенных в той или иной форме поддерживают идею пересмотра итогов приватизации. Однако люди, считающие себя (и государство) ограбленными и обманутыми, по большей части не надеются, что таким путем будет восстановлена «справедливость».

По данным опросов 2004 года, респонденты, полагающие, что сегодня следует принять результаты приватизации «такими, какие они есть» или что вопрос об их пересмотре «не стоит поднимать», составляют от 15 до 22% общего числа, выступающие за полный пересмотр итогов приватизации 1990-х годов – около одной трети. Примерно от одной четверти до одной пятой опрошенных выступают за пересмотр результатов в тех случаях, когда предприятия стали «хуже работать» (уходить от налогов, задерживать зарплату), либо применительно к крупнейшим предприятиям, относящимся к наиболее важным отраслям экономики. Отметим, что на протяжении «путинской эпохи» доля считающих, что результаты приватизации надо принять «такими, какие они есть», возросла с 7 до 15%, тогда как число сторонников радикального или полного пересмотра демонстрирует тенденцию к сокращению (от 38% в 2000 году до 32% в конце 2004-го).

В отношении к итогам приватизации и возможности их пересмотра прослеживается весьма характерная двойственность, которую можно зафиксировать и при ретроспективном анализе данных, полученных в начале реформирования экономики. Подавляющее большинство людей выступает в поддержку пересмотра результатов приватизации, полагая при этом, что приватизация госсобственности, в особенности крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной. При этом главными проигравшими опрошенные считают, с одной стороны, «простой народ», с другой – «государство» (в патерналистской, советского образца трактовке). Однако их ожидания относительно результатов возможного пересмотра итогов приватизации весьма скептичны. По данным опроса, проведенного в июле 2004 года, подавляющее большинство респондентов считают, что подобный передел пойдет на пользу прежде всего «чиновникам и бюрократам» (35%) или же «другим олигархам» (35%). В то, что незаконно нажитые «олигархами» богатства достанутся «государству», верит всего около одной пятой опрошенных; что будут возвращены «народу» – 7%.

Отношение к богатству и богатым. Наиболее распространенным оценкам приватизации («разграбление, распродажа государства, страны, народных богатств, разбазаривание ресурсов») вполне закономерно соответствует закрепившееся в массовом сознании преимущественно негативное отношение к крупным собственникам: предпринимателям, бизнесменам, не говоря уже об олигархах. (…) Наиболее распространенной массовой реакцией на появление в стране очень богатых даже по мировым меркам людей является неприязнь и раздражение. Хотя лишь 3–4% опрошенных «признаются» в том, что разбогатевшие за последние полтора десятка лет люди вызывают лично у них лично зависть, тем не менее подавляющее большинство (около 70%) согласно с тем, что «частная собственность порождает у людей зависть».

За последние 20 лет несколько выросла толерантность к «чужому» богатству. Так, сегодня соотношение тех, кто воспринимает богатых с неприязнью и раздражением и, напротив, с интересом или уважением, примерно равно…

Важно, что представления о том, каким образом человек в нашей стране может разбогатеть, формируются, как и в советскую эпоху, на фоне чувства собственной социальной ущемленности, недееспособности, зависимости от обобщенных «других». Так, по мнению подавляющего большинства, богатство может быть нажито только благодаря «большим связям», готовности нарушать закон или начальному «социальному капиталу» (т. е. возможности получить хорошее образование и работу). Личная инициатива и целеустремленность в этом контексте оцениваются ниже всего. Существенно и то, что среди факторов, способствующих обогащению, ведущая роль отводится самой экономической системе, оцениваемой негативно.

У большинства соотечественников появление в стране не просто состоятельных и богатых людей, а бизнесменов, которые входят в списки самых богатых людей мира, вызывает резко негативные чувства. В августе 2003 года 21% опрошенных воспринимали это «с раздражением», а еще 30% – «с возмущением, ненавистью», «спокойно, без особых чувств» – 37%.

Накопленные за последние 15 лет данные опросов позволяют утверждать, что приспособление большей части населения к переменам происходит по типу пассивной, так называемой «понижающей» адаптации. При этом основным психологическим ресурсом и ценностной мотивацией выступает традиционное российское «терпение» – своего рода маскировка слабости, потерянности, неверия в собственные силы.

Партии коммунистического и национал-патриотического толка с самого начала преобразований использовали копившееся в обществе недовольство. Они прибегли к популистской критике приватизации, сделав своей мишенью популистскую же риторику реформаторов начала 1990-х годов («народная приватизация»). Ставка либерально-демократического крыла на «здоровые силы» общества, под которыми понималась прежде всего более молодая, активная, ориентированная на карьерное и социальное продвижение часть населения, обладавшая относительно большими социальными, культурными и «жизненными» ресурсами и как бы «по определению» поддерживавшая перемены, способствовала углублению разрыва между социальным «центром» и «периферией», консервации социально-антропологической природы «советского человека» с привычным ему укладом жизни и традиционным комплексом представлений и ценностей. В результате значительная часть населения ощущает себя вытесненной «на обочину жизни» в экономическом, правовом, гражданском смысле и вместе с тем полностью зависимой от того, что происходит «наверху».

Именно в этом заключается одна из важнейших причин того, что сегодня за устойчивым и широко распространенным отрицательным отношением к последствиям приватизации и итогам всего периода реформ мы часто обнаруживаем раздраженное и мстительное ожидание «социального реванша», парадоксальным образом сочетающееся с практически полным отсутствием надежд на восстановление «социальной справедливости».

Источник: Зоркая Н. Приватизация и частная собственность в общественном мнении в 1990–2000 годах // Отечественные записки. 2005. № 1. – http://www.strana-oz.ru/?numid=22&article=7009