4.5 Приватизация в конце 1990-х годов

Во время президентских выборов 1996 года, чтобы не допустить прихода к власти коммунистов, сформировался тактический союз правительства с олигархами. Опираясь на поддержку зарождавшегося класса собственников и значительной части интеллигенции, реформаторы победили. Такие олигархи как Б.А. Березовский и В.А. Гусинский искренне полагали, что после этих выборов страной могут управлять они, мол, они «наняли» Ельцина на работу в качестве президента. Их позиция сводилась к тому, что именно крупный бизнес должен определять, какая партия будет допущена к власти, какая политика должна проводиться.

Появление в России олигархов закономерно. Существует связь между степенью зрелости общества и уровнем концентрации капитала, его притязаниями на власть. Например, в Латинской Америке почти вся земля находится в собственности у латифундистов. Они имеют огромное политическое влияние именно потому, что там мал средний класс, слабое гражданское общество, нет укоренившихся традиций демократии. В европейских странах, даже очень богатый гражданин не может вмешиваться в прерогативы власти. Вести себя иначе нельзя – не с точки зрения закона, а с точки зрения разделяемых обществом ценностей. Если крупные предприниматели попытаются управлять страной, рано или поздно это нанесет мощнейший удар по их репутации, они будет отторгнуты не потому, что нарушили закон, а потому, что зрелое общество отвергает подобное поведение.

Таким образом в 1997 году страна подошла к развилке:

  • органы власти будут отражать волю народа
  • или станут послушным орудием в руках олигархов.

Что предпочли бы Вы?

Первый путь предполагал укоренение в России институтов демократии, когда избрание президента, губернаторов, депутатов Госдумы и законодательных собраний регионов зависит не от олигархов, а от самих граждан. В условиях демократии все граждане равны перед законом, имеют равные права, и есть только один способ влиять на проводимую политику – объединяться в партии и убеждать сограждан в своей правоте. Но олигархи были против этого.

Выбор пути в этой развилке хронологически оказался связан с аукционом по компании «Связьинвест» (июль 1997 года), где власть и бизнес вступили в прямое противостояние. Суть спора была проста: компания достанется тому, кто предложит за нее больше денег или тому, кому она принадлежит «по понятиям». Правительство считало, что приватизация «Связьинвеста» должна символизировать отделение бизнеса и власти, равные права и условия для всех, на тендере должен победить тот, кто готов внести в бюджет большую сумму. Крупный бизнес хотел приватизации власти, настаивал, что такое изменение правил игры нарушает условия контракта между бизнесом и властью, заключенного в начале 1996 года. Березовский и Гусинский требовали, чтобы и этот аукцион, как залоговые, был формальным, чтобы победил заранее определенный олигарх.

Правительство реализовало свой подход. В итоге владелец «Норильского никеля» В. О. Потанин предложил больше, Б.А. Березовский с В.А. Гусинским проиграли. Подтверждением того, что организаторы аукциона не знали, кто победит, является цена сделки. В ходе торгов и без того казавшаяся в то время фантастической стартовая цена в 1180 млн долларов выросла до 1875 млн (более чем в 1,5 раза). Эти деньги пополнили госбюджет.

Для Березовского в этой истории главным был не бизнес, а победа над правительством. Проиграв, он создал коалицию с остальными олигархами, которые объединили политические, информационные и финансовые ресурсы, чтобы наказать организаторов аукциона и отнять «Связьинвест». Чтобы политически уничтожить министров-реформаторов, были потрачены огромные деньги на взятки, подкуп работников спецслужб, на мощную информационную атаку.

Но «Связьинвест» не был отдан Березовскому и Гусинскому, доходы бюджета от продажи его акций ушли на первоочередные государственные нужды. Было доказано, что наше государство может обеспечить равные условия для конкурирующих противоборствующих бизнес-групп, не является их агентом, способно встать над ними. После этого олигархи вступили в союз с коммунистическим большинством в Госдуме. Противостоять столь мощному альянсу правительство не смогло, большая часть команды реформаторов была удалена из правительства. Но этот конфликт имел историческое значение, он был одной из первых попыток отделить власть от собственности и изменить характер российского олигархического капитализма.

Подробнее. Аукцион по «Связьинвесту»:

А.Р. Кох, председатель Госкомимущества с 12 сентября 1996 года по 13 августа 1997 года;

М.В. Бойко, председатель Госкомимущества с 13 августа по 23 сентября 1997 года:

Рыночная стоимость телекоммуникационных компаний измеряется числом долларов приходящихся на одну линию связи (один телефонный номер). Чем дороже одна линия, тем дороже, соответственно, и вся компания. Мы продали «Связьинвест» приблизительно за 880 долларов на одну линию. Это чуть хуже, чем в Венгрии, где рыночная стоимость одной линии связи достигла 1200 долларов. Но зато в 2 раза лучше, чем в Аргентине и Чили. Там цена была значительно ниже: 400–500 долларов. По сути дела, наш результат – второй среди развивающихся рынков. Чем плохо?

…Такой результат стал возможен именно потому, что компании, входившие в состав победившего консорциума, сплошь принадлежали к числу портфельных инвесторов, то есть их бизнес не имел никакого отношения к связи как таковой, они приобретали акции в расчете на их будущий рост. Я не согласен с распространенным мнением, что было бы лучше, если бы акции «Связьинвеста» приобрел стратегический инвестор, такая же телекоммуникационная компания, давно работающая на мировом рынке.

Дело в том, что мировой опыт в проведении подобных сделок не раз уже демонстрировал: «портфельщики» в большей степени заинтересованы в том, чтобы акции приобретаемого ими предприятия дороже стоили. Ведь тогда у них больше шансов расти в цене и позднее их можно гораздо выгоднее перепродать. Стратегический инвестор ведет себя иначе: старается при покупке заплатить как можно дешевле. Такое поведение вполне объяснимо: в дальнейшем его будет волновать не столько рост рыночной стоимости акций, сколько доходы от приобретенного бизнеса, поэтому он не заинтересован в том, чтобы изначально поднимать цену на приобретаемые акции. (…)

Конечно, читателю интересно, что там за скандал разразился на самом аукционе. Проигравшая сторона много говорила потом о не вовремя вскрытых конвертах, неоправданных затяжках и прочих процедурных тонкостях, пытаясь внушить общественному мнению, что между победителем (консорциумом, собранным ОНЭКСИМбанком) и организатором аукциона (государством) существовал предварительный сговор. (…)

Затянувшееся вскрытие конвертов с денежными предложениями участников – это миф. Предложения в комиссию по проведению аукциона должны были поступить до 17 часов, (…) без пятнадцати пять представитель будущей победившей стороны Леонид Рожецкин оформил все бумаги. Где-то без пяти пять ту же процедуру проделал Михаил Фридман. При проведении подобного рода аукционов все участники стараются подавать свои заявки в последние минуты, боясь, что конкуренты найдут возможность раньше времени узнать, что в этой заявке, и таким образом получат шанс выиграть аукцион.

Ровно в 17.00 в присутствии представителей обеих сторон конверты были вскрыты. Выявили победителя, который предложил 1875 миллионов долларов против 1710 миллионов, заявленных проигравшим консорциумом.

…Никаких претензий по процедуре проведения аукциона Михаил Фридман, представитель проигравшей стороны, в тот момент не предъявлял. Впрочем, ни Михаил, ни «Телефоника» вообще, не предъявляли их и потом. А какие могли быть претензии? Фридман сам, находясь в здравом уме и твердой памяти, написал цифру «1710». А его конкурент – «1875». И победил. Шум подняли потом Гусинский с Березовским. И если Русинский хотя бы «Телефонику» привел, то Березовский вообще никакого отношения к сделке не имел.

Сделка по «Связьинвесту» оказалась весьма эффективной. Цена не была занижена, бюджет получил большие деньги, в отрасли появились инвесторы. С организационной точки зрения это была почти идеальная сделка. Темп и уровень подготовки, обеспеченные на аукционе по «Связьинвесту», – хороший пример для проведения аукционов подобного уровня. Впервые в истории российской приватизации мы подготовили информационный меморандум – это такая достаточно проработанная записка о финансовом состоянии компании, о ее структуре и перспективах. Провели «роад-шоу» – серию поездок по ведущим инвестиционным центрам, знакомя потенциальных инвесторов с информационным меморандумом. Мы обеспечили участникам сделки нормальные условия работы с информацией о холдинге – оборудовали специальное помещение…

Все упреки в том, что я подыгрывал в истории с этой сделкой ОНЭКСИМбанку, рассчитаны на людей, совершенно не представляющих, как устроена процедура аукциона. Что я должен был сделать, чтобы не «подыгрывать»? Отклонить заявку ОНЭКСИМбанка, несмотря на то, что она больше, и признать победившей заявку конкурента, несмотря на то, что она меньше?

Березовский находит сейчас аргументы и другого порядка. В частных беседах он любит порассуждать о том, что нельзя руководствоваться только одними соображениями цены, когда речь идет о захвате контроля над целым рядом отраслей. Мол, конкурентную среду в стране надо поддерживать. И делать это предлагается следующим способом: отдали Потанину «Норильский никель» и «СИДАНКО» – попридержите его. «Связьинвест» отдайте Русинскому. Аргументация очень спорная. Кто и каким образом будет определять, кого и когда надо «попридержать»? Я, например, считаю, что Русинского с Березовским вообще опасно подпускать к «Связьинвесту», потому что эта отрасль сильна замкнута на телекоммуникации, а там они и так очень сильны. Если мы им еще и «Связьинвест» отдадим, они будут печь президентов каждые четыре года, как пирожки. (…)

При столь зыбких критериях степени «обделенности» решающим аргументом, естественно, будет размер взятки, предлагаемой госчиновнику. А в том, что проигравшая сторона станет устраивать скандалы точно так же, как и в случае с аукционом, можно не сомневаться. Так пусть уж лучше тендер проходит под прицелом телекамер и в качестве компенсации за те помои, которые выливаются на головы государственных служащих, государство получит лишние 165 миллионов долларов, нежели точно так же окажется в дерьме с ног до головы, но задешево. (…)

Это был первый аукцион крупного масштаба, проведенный на сугубо конкурентной основе: кто дал больше, тот и победил. Со «Связьинвеста» можно отсчитывать историю неолигархического, конкурсного, конкурентного российского капитализма. Эпоха «джентльменских соглашений» между олигархами-банкирами закончилась, настало время честной конкуренции. Именно эти перемены и вызвали скандал вокруг телекоммуникационного гиганта, переросший в банковскую войну. С этими переменами непросто было смириться, и они нам дорого стоили. Но не это главное. А главное заключается в том, что сейчас уже едва ли можно остановить объективно идущий процесс нормализации экономических отношений, процесс становления цивилизованного российского капитализма.

Источник: Бойко М., Кох А. «Связьинвест» – сделка века // Приватизация по-российски / Под ред. А.Б. Чубайса. М.: Вагриус, 1999. С.279–284.

С принятием Закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года в приватизации акцент был сделан не на предприятия, а на имущественные доли государства. Закон отменил практику составления ежегодных плановых заданий на приватизацию. Но сохранилась задача пополнения бюджета доходами от приватизации – теперь в основном за счет единичных крупных сделок. Ежегодно утверждаемая Госдумой программа приватизации отныне содержала не количественные показатели и задания, а список приватизируемых в течение года объектов, зависевший от текущей конъюнктуры, и список стратегических объектов, которые можно было приватизировать только на основании федерального закона. Индивидуально для каждого предприятия определялся пакет акций, который оставался в собственности государства.

Закон расширил полномочия регионов, предоставив им право разрабатывать собственные варианты приватизационных схем. Разрешено было продавать производные ценные бумаги приватизируемых предприятий. Были отменены многие льготы. Льготы работникам предприятий (например, скидка от продажной цены акций) оставались, но их можно было урезать.

При продаже госсобственности по специальной методике Госкомимущества рассчитывалась стартовая цена, максимального приближенная к рыночной. Стоимость имущественных комплексов определялась на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Было восстановлено понятие «аренда с выкупом», но уже по рыночной цене.

Вместо инвестиционных конкурсов были введены коммерческие конкурсы с инвестиционными социальными условиями. Если сделка предусматривала инвестиционные обязательства, то права собственности переходили к победителю только после их выполнения.

С 1997 года особо важное для страны, региона или отрасли федеральное имущество стало приватизироваться в рамках индивидуальных проектов с проведением предпродажной подготовки и привлечением независимых финансовых консультантов. Считалось, что такой подход поможет увеличить поступления в бюджет, привлечь инвестиции и повысить эффективность использования приватизированного имущества.

Законом о бюджете на 1997 год были запланированы поступления от приватизации в сумме 6,5 трлн рублей, в том числе 4,1 трлн – от продажи государственного имущества, 2,3 трлн – дивиденды по акциям и арендная плата. С учетом многочисленных льгот по дивидендам и арендной плате для «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», РАО «ЕЭС России», Министерства путей сообщений, Миноборонпрома и др. последняя цифра была совершенно нереальной.

Тем не менее в 1997 году за счет нескольких крупных сделок задание по доходам от приватизации было перевыполнено почти в 3 раза: доход от приватизации составил 23,7 трлн рублей. Другие источники (помимо крупных проектов) не принесли ощутимого дохода: от аренды федерального имущества доход в 1997 году составил 305 млрд рублей (план – 1,939 трлн), дивиденды по государственным акциям – 407 млрд рублей (план – 270 млрд). С точки зрения выполнения бюджетного задания (без схем типа залоговых аукционов) 1997-й стал первым годом в истории проведения денежной приватизации, который увенчался успехом. При этом не все сделки, запланированные на 1997 год, были проведены, не состоялась ни одна крупная сделка, намеченная на последний квартал (кроме спецаукциона Восточной нефтяной компании). В 1998 году доход от приватизационных продаж формально соответствовал закону о бюджете, но его основная часть была получена от реализации 2,5% акций «Газпрома». А стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет.

Подробнее. Прямая конкурсная продажа угольных компаний:

По мере реструктуризации стало очевидным, что угольная отрасль не встанет на ноги до тех пор, пока в ней не появятся эффективные собственники. Ни «народная приватизация», которая дала лишь иллюзию участия трудового коллектива в управлении предприятием, а на самом деле сосредоточила реальные рычаги власти в руках небольшого числа высших чинов, ни метод доверительного управления, отягощенный правовыми и процедурными сложностями, к желаемому результату не приводили. Поэтому в конце 1997 года на высшем государственном уровне было принято решение о прямой конкурсной продаже угольных компаний.

Одним из условий, позволивших получить второй угольный заем, стало обязательство правительства продать в первую очередь две наиболее прибыльные компании – «Кузбассразрезуголь» и «Южный Кузбасс». Хотя в 1990-е годы предприятиям, которые входили в них, пришлось резко сократить добычу, компании имели наивысшую в отрасли производительность труда, добыча велась открытым способом, безопасным и эффективным, а продукция хорошо расходилась на рынке, в том числе за рубежом.

Несмотря на это, приватизация проходила нелегко. Виктор Кузнецов, бывший в то время президентом холдинга «Кузбассразрезуголь», вспоминал два года спустя, что ему приходилось самостоятельно искать и приглашать к участию в торгах потенциальных инвесторов – компании, работавшие на угольном рынке России. Далеко не все соглашались принять это предложение, поскольку у многих бизнесменов было постоянное ощущение зыбкости процесса, ожидание, что курс на приватизацию могут отменить в любой момент. И неудивительно: мощным препятствием разгосударствлению кузбасских компаний могла стать позиция региональных властей.

В конце 1997 года Кемеровской областью руководил чрезвычайно популярный в регионе политик – Аман Тулеев, который полностью отрицал приватизацию: «Частный владелец будет преследовать только одну цель – выжать из разреза или шахты все, что еще можно. Затем они с накопившимися дополнительными проблемами будут возвращены государству. Или будет сделана попытка продать их по цене в несколько раз выше цены приобретения. А еще вероятнее, шахта или разрез будут просто брошены».

Такая точка зрения, высказанная накануне первых приватизационных торгов в угольной отрасли, решающего воздействия не возымела: они были проведены, как и планировалось. Чуть было не преуспел Тулеев во второй попытке, когда в декабре 1998 года продавались оставшиеся федеральные пакеты акций «Кузбассразрезугля» и «Южного Кузбасса». Пресс-служба губернатора объявила, что премьер Евгений Примаков прислушался к доводам Тулеева и отменил продажи. Кожуховский, узнав о состоявшемся разговоре Тулеева с Примаковым, срочно организовал звонок президента МБРР Джеймса Вулфенсона премьеру. Вулфенсон фактически выдвинул ультиматум: если продажи отменят, Мировой банк прекратит выделение денег для реформы угольного сектора.

Продажа состоялась. Собственниками «Южного Кузбасса», одной из самых эффективных угольных компаний России, стали компания «Углеметкооперация» и обогатительная фабрика «Сибирь». Эта фабрика, расположенная в небольшом городке Мыски (50 тыс. жителей) на юге Кузбасса, в конце 1991 года «подверглась» массовой приватизации (как «Распадская» и «Кузнецкая)». После выкупа акций трудовым коллективом произошла консолидация собственности, в результате акции работников оказались в руках менеджеров, к счастью, толковых. Обогащение угля даже в самые трудные для отрасли времена было весьма востребовано, и «Сибирь» смогла заработать достаточно денег, чтобы участвовать в приватизации. Через три года акционеры «Южного Кузбасса» создали один из крупнейших финансово-промышленных холдингов России – угольно-металлургическую группу «Мечел». Ее производственные и экономические показатели добычи угля значительно улучшились, не говоря уже об отсутствии задолженности по зарплате.

Сложнее обретал собственников холдинг «Кузбассразрезуголь». В 1997 году на специализированном аукционе и торгах с инвестиционными условиями победителями стали компании, зарегистрированные в Кемерове и представленные местными банковскими менеджерами, которые были аффилированы с руководством «Кузбассразрезугля». На самом деле более 40% акций приобрел московский банк «Империал». Но уже летом 1998 года «Империал», теряя ликвидность, продал свои акции пулу из нескольких инвесторов. Основными его участниками были структуры Михаила Черного, Олега Дерипаски и Искандера Махмудова, а также экспедиторской компании «Трансрейл АГ», учрежденной министерствами путей сообщения России в Швейцарии. Постепенно собственность среди основных акционеров перераспределилась, и с 2000 года «Кузбассразрезуголь» оказался под постоянным контролем структур Искандера Махмудова.

Характерно, что на высокий спрос на акции упомянутых компаний не повлияли ни «рельсовые войны», ни дефолт. Позднее были проданы «Кузнецкуголь», «Кузбассуголь» и другие компании региона. Аман Тулеев из яростного противника приватизации стал ее горячим сторонником. Как же иначе, если с приходом частного капитала в Кузбасс бассейн заработал с прибылью, повысилась эффективность продаж и закупок, выросли объемы добычи, вводились новые шахты. Частники смогли решить проблемы, над которыми много лет билось государство.

Анатолий Чубайс: «Аман Тулеев был лидером противостояния угольной реформе, делал все, чтобы ее остановить, помешать нам. Для него мы были агентами МВФ, МБРР, разрушителями российской угольной отрасли. Но это был и человек, который первым понял, что реформа удается, идет правильным путем. И плавно, неуловимым образом перешел на прямо противоположную позицию. Сейчас, надо отдать ему должное, он честно признается, что реформа угольной отрасли была объективно необходима».

В других угольных регионах приватизация проходила примерно так же, а где-то более драматично. Длившаяся несколько лет история приватизации «Красноярской угольной компании» (КУК) достойна детективно-авантюрного романа, в хитросплетениях которого не так-то просто разобраться. Эту сделку местная пресса окрестила «аферой века», статьи в газетах пестрели броскими заголовками: «У края украли уголь», «Варяги съели КУК», «Красноярск потерял свою угольную компанию».

Чемпионом по сопротивлению приватизации стала компания «Ростовуголь», хотя жалкое финансовое состояние требовало скорейшей передачи ее эффективному собственнику. Но генеральный директор и менеджмент предприятия придумывали всевозможные, в основном нереальные, планы финансового оздоровления, лишь бы сохранить свои насиженные места. Власти Республики Коми также убеждали Мингосимущество России не выставлять на торги федеральные пакеты акций угольных предприятий ни в 2001 году – относительно удачном для угольной промышленности республики, ни в провальном 2002 году.

Однако медленно, со скрипом, приватизация все же шла. Интересно, что летом 2003 года шахтеры Инты на митингах принимали такие резолюции: «Причины всех наших бед в том, что приватизация у нас не доведена до конца». Анатолий Скрыль, генеральный директор «Росинформугля»: «К 2001 году более 72% добычи угля обеспечивали частные компании, по сравнению с 1994 годом производительность выросла почти вдвое – с 63 до 118 тонн угля в месяц на шахтера, вдвое снизилась смертность».

Источник: Никитин А. И. Реструктуризация угольной промышленности. – www.ru-90.ru

Ставилась цель устранить существенный недостаток массовой приватизации – распыление акций предприятий среди мелких собственников, которые не становились реальными инвесторами и не влияли на управление акционерным обществом.

В те годы в стране уже вовсю шло перераспределение собственности. Новые собственники скупали пакеты акций на вторичном рынке у работников, инвестиционных институтов, брокеров, банков, лоббировали конкретные сделки с пакетами акций, которые оставались у федеральных и региональных властей (остаточная приватизация, доверительное управление). Компании принудительно загоняли в холдинги или финансово-промышленные группы.

В 1997–1999 годы на многих предприятиях продолжались конфликты между прежними управляющими, которые ожесточенно отстаивали свои позиции, и потенциальными «захватчиками». Это касалось финансовых потоков и прибыли, ведения счетов, экспортной ориентации, земельных участков и иной недвижимости, сегмента рынка, отраслевой специализации, представлявших интерес для зарубежной компании аналогичного профиля. При этом доля государства в акционерном капитале предприятий (за исключением стратегических отраслей и крупнейших АО) фактически роли не играла, поскольку дирекция и внешние крупные акционеры были активными акционерами, а государство и рядовые работники – пассивными.

Не соблюдались разграничения прав и ответственности между собственниками (акционерами) и управляющими (директорами). Нередко директора отстраняли акционеров, в том числе крупных, от принятия важнейших решений, относившихся к непосредственной компетенции собственника. Преобладали низкое качество управления, устаревшие системы учета, слабая дисциплина договорных отношений. Поэтому не действовали рыночные стимулы «естественного отбора» эффективных собственников, управленческих кадров, стратегий развития. Предприятия оставались невосприимчивыми к инновациям и непривлекательными для инвестиций.

Но по мере концентрации собственности и развития правовой базы формировалась относительно прозрачная система корпоративного контроля с доминирующими «ядрами» акционеров. Это способствовало повышению эффективности корпоративного управления, реального влияния инвесторов и правовой защиты акционеров.

Кризис 1998 года осложнил ситуацию. Во-первых, девальвация рубля и общее падение капитализации российского рынка акций лишили ценовых ориентиров даже наиболее перспективных российских эмитентов. Государство как продавец оказалось перед искушением не исполнять законы. Во-вторых, изменились условия борьбы за перераспределение собственности. С октября 1997 года даже крупнейшим российским финансовым группам с большим трудом удавалось мобилизовать финансовые ресурсы (собственные и заемные), чтобы установить контроль над новыми объектами. При этом иностранные инвесторы массово уходили с российского рынка ценных бумаг.

В этой неблагоприятной для бюджетных доходов ситуации активизировались приватизационные продажи: резкое падение цен на рынке позволяло с минимальными затратами получить полный контроль над предприятием. В условиях кризиса логичной становится дальнейшая концентрация акционерного капитала, тогда как на стадии быстрого роста рынка многие акционеры предпочитают ограничиваться портфельными вложениями, блокирующим или в лучшем случае контрольным пакетом.

В итоге приватизация вновь стала спонтанной: правительство не было заинтересовано в организации типовых сделок в рамках остаточной приватизации, а из-за дешевизны активов исчезли рыночные критерии сделок, что усилило правовой нигилизм участников приватизации.

Тем не менее приватизация в стране продолжалась. В 1997 году было приватизировано 2,7 тыс. предприятий, в 1998 году – 2,1 тыс., в основном из тех, которые находились в муниципальной собственности. К концу 1990-х годов от аморфной и размытой структуры прав собственности удалось перейти к корпоративному контролю, основанному на юридически закрепленных правах собственности – правда, в той мере, в какой это допускал складывавшийся в России кланово-бюрократический капитализм.