Образование

В Финляндии не натаскивают учеников на получение высоких баллов по тестам, а воспитывают думающие, деятельные, творческие личности. В основу образовательной системы положено не соперничество, а сотрудничество. Финские учителя сами разрабатывают для себя формы контроля, которые позволяют им понять, что ученики усвоили, а в чем их знания недостаточны. Работают учителя с максимальной отдачей, поскольку ими движет чувство профессионального долга. В финской педагогике принято говорить не о подотчетности, а об ответственности. В Финляндии учителя – это элита. Их социальный статус – на уровне докторов и юристов. А качество школьного образования задает мировой эталон.


Паси Сальберг – бывший учитель математики и физики, преподаватель университета, один из авторов реформ финского школьного образования. Он написал книгу «Финские уроки: что может дать миру финская реформа образования» как исследователь и как непосредственный участник описываемых событий. А его работа аналитиком в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), специалистом по образованию во Всемирной банке, позволила ему оценить особое место Финляндии в мировом образовании. Сальберг рассказывает, как за последнюю треть XX века финнам удалось сделать из посредственной школьной системы одну из лучших в мире, привлечь к профессии учителя самую талантливую молодежь и создать по всей стране школы, где дети не зубрят ответы на вопросы стандартных тестов, а учатся с радостью. В такой школе учиться не тяжело и интересно, к каждому школьнику стараются найти индивидуальный подход, каждый учитель стремится работать творчески, а директора школ и вышестоящее начальство этому не препятствуют, а способствуют. Представляем дайджест этой книги.


Изучение завидного финского опыта реформирования школьного образования приводит к неутешительному выводу. В стране, решившейся повторить этот опыт, должны быть демократическое государство всеобщего благосостояния; консенсус в обществе по главным вопросам; взаимное доверие общества, государства, местной исполнительной власти, родителей, учителей; уважение законов и правил; стремление к стабильности; свобода, ответственность и честность граждан, предпочтение функциональности, а не показной роскоши, sisu, сообща выработанные принципы школьного образования, которые неукоснительно соблюдаются. Все это есть в Финляндии, а еще где?


Уйти от классно-урочной системы предметов и тестов, сделать школьное образование более интересным и отвечающим требованиям современного «цифрового» общества – разговоры об этом ведутся в мире не первое десятилетие. Но массовое образование – не та сфера, где легко прививаются инновации. В Финляндии отдельные школы экспериментируют с кросс-предметным подходом с середины 1980-х годов. Сегодня же финны хотят вписать обучение тематическими блоками в образовательный процесс во всех средних школах по всей стране. И при этом выдержать баланс между навыками и предметами, получить новые возможности, не потеряв наработанные достижения. В этом революционность современной финской образовательной реформы, а не просто в «отказе от предметов». Финны уверены, что у них снова получится усовершенствовать массовую школу. Ведь они уже имеют опыт проведения сложных реформ и необходимую инфраструктуру. К новой цели они будут двигаться постепенно (2013–2020 годы), стимулируя педагогов, обеспечивая благоприятные условия для работы по-новому.


Митио Каку, американский физик-теоретик и преподаватель с мировым именем, основатель теории струн, профессор теоретической физики в университете Нью-Йорка утверждает: «Учеба уже не будет базироваться на запоминании… Беря на себя ответственность за свою жизнь, осознавая, какие именно знания им нужны, люди станут образовывать сами себя, без оглядки на «контролирующие органы». А необходимую консультацию можно будет получить, например, у «умной» стены. Скоро такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, появятся в офисах, квартирах и даже на улицах». И он обосновывает свое убеждение.


Система образования в Сингапуре считается одной из лучших в мире – по функциональной грамотности населения, по подготовке учителей, по приспособленности к требованиям глобальной экономики. Сингапурские школьники стабильно показывают лучшие результаты в международных тестах знаний. Правительству удалось создать имидж системы образования как одной из наиболее инновационных и престижных сфер, в которой интересно работать и комфортно учиться. Развитие образования стало национальным проектом, в который вовлечены все граждане, правительство оказывает ему максимальную поддержку, повышая его ценность в глазах населения.