Образование
В Финляндии не натаскивают учеников на получение высоких баллов по тестам, а воспитывают думающие, деятельные, творческие личности. В основу образовательной системы положено не соперничество, а сотрудничество. Финские учителя сами разрабатывают для себя формы контроля, которые позволяют им понять, что ученики усвоили, а в чем их знания недостаточны. Работают учителя с максимальной отдачей, поскольку ими движет чувство профессионального долга. В финской педагогике принято говорить не о подотчетности, а об ответственности. В Финляндии учителя – это элита. Их социальный статус – на уровне докторов и юристов. А качество школьного образования задает мировой эталон.
Каждый год порядка 8 млн китайских юношей и девушек подают заявления о поступлении в высшие учебные заведения, но мест в университетах хватает примерно половине из них. В стране с более чем миллиардным населением молодые люди сражаются друг с другом за право получить лучшее образование. Поле битвы – школьные классы, оружие – память и железная воля, решающее сражение – выпускной экзамен, гаокао («большой тест»), аналог ЕГЭ.
Нации, показывающие лучшие результаты на стандартизированных тестах, существенно отстают в том, что касается изобретений и предприимчивости. Для большинства китайских студентов креативность остается лишь модным словом. Возможно, в этом главная проблема современного азиатского образования. То, что мы воспринимаем как «восточный» подход к обучению, является следствием системы тестирования: традиционное трудолюбие, упорство и уважение к знаниям она довела до абсурда. Развить живой и гибкий интеллект можно лишь вопреки существующей системе.
Своими наблюдениями делится Николай Злобин, американский и российский политолог, историк, публицист, президент Центра глобальных интересов (Вашингтон). В США нет федерального закона об обязательном всеобщем образовании, нет государственных требований и единых стандартов по уровню и качеству знаний. Образование и право на него не упоминается в Конституции. Нельзя силой заставить американца учиться. Считается, что важнее создать максимально широкие возможности для тех, кто реально хочет учиться, дать им возможность проявить свою креативность и способности, чем грести всех под обязательную для всех одну гребенку. А получить образование, постоянно его улучшать, повышать квалификацию принудит человека сама жизнь.
«Бизнес-реформаторы» в США уповают на то, что внедрение частной инициативы распахнет дверь творческим новациям в сфере образования. Однако на деле двери чаще всего распахиваются перед хитроумными выжигами, стремящимися любой ценой улучшить результаты тестирования, выгоняя за дверь учащихся с ограниченными возможностями или тех, для кого английский – второй язык. Они стремятся к извлечению максимальной выгоды, сокращению расходов на образование. Многие руководители рубят с плеча, срезая бюджет и увольняя учителей. Другие, прикрываясь рассуждениями о «реформе», замещают живых преподавателей дистанционным обучением. Еще один способ снизить затраты – нанимать учителей без опыта работы, оплачиваемых по низким ставкам и потому готовых задолго до выхода на пенсию бросить преподавание ради более выгодных и менее трудоемких занятий.
Паси Сальберг – бывший учитель математики и физики, преподаватель университета, один из авторов реформ финского школьного образования. Он написал книгу «Финские уроки: что может дать миру финская реформа образования» как исследователь и как непосредственный участник описываемых событий. А его работа аналитиком в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), специалистом по образованию во Всемирной банке, позволила ему оценить особое место Финляндии в мировом образовании. Сальберг рассказывает, как за последнюю треть XX века финнам удалось сделать из посредственной школьной системы одну из лучших в мире, привлечь к профессии учителя самую талантливую молодежь и создать по всей стране школы, где дети не зубрят ответы на вопросы стандартных тестов, а учатся с радостью. В такой школе учиться не тяжело и интересно, к каждому школьнику стараются найти индивидуальный подход, каждый учитель стремится работать творчески, а директора школ и вышестоящее начальство этому не препятствуют, а способствуют. Представляем дайджест этой книги.
Изучение завидного финского опыта реформирования школьного образования приводит к неутешительному выводу. В стране, решившейся повторить этот опыт, должны быть демократическое государство всеобщего благосостояния; консенсус в обществе по главным вопросам; взаимное доверие общества, государства, местной исполнительной власти, родителей, учителей; уважение законов и правил; стремление к стабильности; свобода, ответственность и честность граждан, предпочтение функциональности, а не показной роскоши, sisu, сообща выработанные принципы школьного образования, которые неукоснительно соблюдаются. Все это есть в Финляндии, а еще где?
Уйти от классно-урочной системы предметов и тестов, сделать школьное образование более интересным и отвечающим требованиям современного «цифрового» общества – разговоры об этом ведутся в мире не первое десятилетие. Но массовое образование – не та сфера, где легко прививаются инновации. В Финляндии отдельные школы экспериментируют с кросс-предметным подходом с середины 1980-х годов. Сегодня же финны хотят вписать обучение тематическими блоками в образовательный процесс во всех средних школах по всей стране. И при этом выдержать баланс между навыками и предметами, получить новые возможности, не потеряв наработанные достижения. В этом революционность современной финской образовательной реформы, а не просто в «отказе от предметов». Финны уверены, что у них снова получится усовершенствовать массовую школу. Ведь они уже имеют опыт проведения сложных реформ и необходимую инфраструктуру. К новой цели они будут двигаться постепенно (2013–2020 годы), стимулируя педагогов, обеспечивая благоприятные условия для работы по-новому.
Митио Каку, американский физик-теоретик и преподаватель с мировым именем, основатель теории струн, профессор теоретической физики в университете Нью-Йорка утверждает: «Учеба уже не будет базироваться на запоминании… Беря на себя ответственность за свою жизнь, осознавая, какие именно знания им нужны, люди станут образовывать сами себя, без оглядки на «контролирующие органы». А необходимую консультацию можно будет получить, например, у «умной» стены. Скоро такие устройства, основанные на технологиях искусственного интеллекта, появятся в офисах, квартирах и даже на улицах». И он обосновывает свое убеждение.
Как соединить добросовестное приобретение навыков и высокие стандарты знаний с широтой мировоззрения и творческим подходом? С этим вопросом нужно обратиться к финнам, которые научились организовывать образовательный процесс так, что ради блестящих результатов не приходится жертвовать креативностью.
В Америке люди, ответственные за принятие решений, уповают на рыночные механизмы вроде «жесткого соревнования, информационных технологий, подавления профессиональных союзов учителей, расширения частной инициативы в виде чартерных школ, внедрения корпоративных методов управления». А Финляндия уже 40 лет развивает совершенно иную систему образования, основанную на повышении квалификации учителей и сведении тестовой системы к необходимому минимуму. В ней во главу угла поставлены не подотчетность, а доверие и ответственность, школами и департаментами образования управляют профессионалы-педагоги. Самое поразительное в финской школе, на взгляд американца, то, что ее ученики не сдают единых стандартизованных тестов до самого окончания обучения. А в США универсальное тестирование считается наиболее надежным методом оценки учеников, преподавателей и школ.
Система образования в Сингапуре считается одной из лучших в мире – по функциональной грамотности населения, по подготовке учителей, по приспособленности к требованиям глобальной экономики. Сингапурские школьники стабильно показывают лучшие результаты в международных тестах знаний. Правительству удалось создать имидж системы образования как одной из наиболее инновационных и престижных сфер, в которой интересно работать и комфортно учиться. Развитие образования стало национальным проектом, в который вовлечены все граждане, правительство оказывает ему максимальную поддержку, повышая его ценность в глазах населения.